Публикации

1981 год

1981 год

Несколько эпизодов, позволяющих вспомнить 1981 год: открытие первого рок-клуба в Ленинграде, первые советские персональные компьютеры, и многое другое.

1. Ленинградская музыкальная революция

Этот год оказался переломным для неофициальной ленинградской культуры: открылся первый рок-клуб. Частичная легализация неформалов была вызвана реакцией на их творческую и общественную активность.

Ленинградское рок-движение к этому времени было весьма хаотичным. Многочисленные группы существовали сами по себе, порой не имея информации друг о друге. Концерты нередко заканчивались, едва начавшись, с эффектным появлением милицейского "газика". Нелепый брак "детей андеграунда" и советской власти дал положительные плоды - подпольные музыканты получили официальную площадку для выступлений.

Обе стороны имели свою выгоду. Первые - получили сцену и аудиторию, вторые - контроль за молодежью. Первыми группами-участниками фестивалей ленинградского рок-клуба стали "Аквариум", "Странные игры", "Россияне", "Зоопарк". Впоследствии к ним присоединились группы "Кино" Виктора Цоя, "Алиса" Константина Кинчева и "ДДТ" Юрия Шевчука.

2. Робкие шаги советской инфляции

В стране развитого социализма разом взвинтились цены на товары постоянного потребления: водку, бензин и на предметы роскоши: хрусталь, ювелирные изделия, меха, ковры, мебель.

Бутылка "беленькой" стала стоить не 4,12, а 5,30 руб. Бензин скакнул в три раза - 30 копеек за литр. Сейчас это звучит фантастично, ну а в 1981 году это было весьма грустно. Дело в том, что до подорожания бензин стоил 7 копеек (местами - 10 копеек), и вдруг сразу же 30. Для мужчин такое повышение было трагедией, женщин-водителей в советское время практически не было. Получилось, что раньше не знали, как на машину накопить, а теперь, купив, эксплуатировать ее стало накладно.

Беды на этом не закончились, подорожал и табак. Болгарские сигареты, очень популярные на тот момент, типа "Ту-134", "Стюардесса", "Опал", "Родопи", стоившие 35 копеек, стали стоить 50 копеек.

Тем не менее, в тот год, на радость хозяйкам, повышение цен не коснулось хлеба, растительного масла, круп и прочих пищевых товаров. Цены на эти основные продукты питания в СССР не менялись с 1955 года. Что интересно, повышение цен на ковры, меха, хрусталь, мебель, и так стоящие дорого, определяющие в какой-то мере статус, никак не снизило их дефицитность. Эти товары в Советском Союзе цены, сколько их ни поднимали, всегда отличались повышенным спросом и поэтому были предметом спекуляций работниками торговли. Достать их зачастую было тяжело даже с переплатой.

3. Персональные "динозавры"

Советские компьютеры... Для большинства читателей это словосочетание наверняка звучит довольно странно: на протяжении последних десятилетий найти пристойное "железо" российского производства - неразрешимая задача. Но такая ситуация была не всегда - в советские годы компьютеростроение в нашей стране развивалось, и довольно успешно.

В восьмидесятые годы прошлого века в Министерстве электронной промышленности была развернута и реализована беспрецедентная для СССР программа развития бытовых и учебных ЭВМ.

В 1981 году в Зеленоградском НИИТТ НПО "Научный центр" разработали первый в СССР персональный компьютер. Машина эта проектировалась как персональная для использования населением. С 1982 года десятки, а потом сотни тысяч компьютеров выпускались на заводе "Квант" Министерства электронной промышленности СССР. Время шло. У компьютеров появились более-менее компактные дисплеи, потом и с четырехцветной графикой.

Для подкованных в радиотехнике печатали схемы самостоятельной сборки компьютера в журналах "Юный техник" и "Радио". Вместо мониторов закупались самые дешевые телевизоры, в роли корпуса выступала коробка из-под обуви, а клавиатурой служили кнопки с наклеенными сверху пуговицами, на которых от руки писались буквы и цифры. Программы писались на магнитофонные кассеты. И вся эта игрушечная композиция работала!

4. Трагедия на трассе

На 73-м километре Ленинградского шоссе произошла автомобильная катастрофа - столкнулись грузовик и "Волга". Человек в легковушке - одиннадцатикратный чемпион страны, восьмикратный чемпион мира, двукратный чемпион Олимпийских игр, звезда серии матчей СССР - Канада 1972 года - Валерий Харламов умер моментально. Его жена прожила еще несколько минут. Сегодня уже трудно установить, почему, едва отъехав от деревни, Валерий Харламов вдруг позволил своей жене сесть за руль. Дорога была мокрой, и женщина, видимо, не справилась с управлением. Автомобиль вынесло на встречную полосу, по которой на огромной скорости мчался грузовик. Все произошло так неожиданно, что его водитель не сумел среагировать, только вывернул руль вправо. И "Волга" врезалась ему в бок. Поговаривали, что за день до аварии на этом участке меняли асфальт. Там, где заканчивалось новое покрытие, образовался своеобразный выступ высотой 5 см, который и стал причиной трагедии. Жена Харламова была неопытным водителем и, наскочив на кочку, потеряла управление. Также дополнительным фактором, повлекшим смерть людей, было и то, что грузовик был до отказа набит запчастями.

На 74-м километре Ленинградского шоссе через 10 лет после трагедии установили 500-килограмовую шайбу с выгравированными на ней словами: "Здесь погасла звезда русского хоккея Валерий Харламов".

5. Как японцы открыли нам "аляску"

Кто же из бывших советских граждан не помнит столь модную, практичную, теплую и вмести с этим дефицитную курточку под названием "аляска". В 1980-х годах эта куртка была мечтой многих советских людей, это было модно и даже престижно.

Японские куртки отличались качеством и были сделаны из хороших материалов. Оригинальный внешний вид и расцветка - вот что привлекало советскую молодежь. Дизайн курток был совершенно разный. Продавали от простых одноцветных до серебристо-голубых "надутых". Особой любовью пользовались гладкие одноцветные куртки. Расцветки на любой вкус: красные, зеленые, белые, желтые и т. д.

В советское время считалось особым шиком пройтись в незастегнутой "аляске" слегка нараспашку, чтобы просматривалась оранжевая подкладка, ведь не каждый мог позволить себе столь модную, а самое главное - дорогую и дефицитную курточку. В 1980-е годы "аляска" в СССР стоила 170-200 рублей, и еще при этом продавалась из-под полы.

6. Тайна гибели 16 адмиралов

В феврале 1981 года советский Тихоокеанский флот в одночасье лишился всего своего командования. Ту-104А, на котором летели 16 адмиралов и около 20 капитанов первого ранга, упал и взорвался спустя несколько секунд после взлета. Столько высших морских военачальников не погибло за всю Вторую мировую войну.

Сразу после трагедии на полосе были собраны останки погибших и уцелевшие секретные документы и карты. Наступила работа для представителей особых органов. Мгновенно созданная государственная комиссия перебирала все версии: "А что если самолет взорван намеренно? А что если потенциальный противник специально обезглавил Тихоокеанский флот? А что если это начало войны?". Возникло и предположение, что террористический акт мог организовать какой-то одиночка. Так что же на самом деле произошло на борту военного самолета? Первое, что было сделано, - весь Тихоокеанский флот привели в повышенную боевую готовность. Второе - отправили в пожарном порядке на трагически освобожденные должности адмиралов и офицеров с других флотов, дабы не потерять нить управления. И третье - провели тщательное расследования катастрофы.

Оказалось, что причиной трагедии стал пресловутый человеческий фактор.

Самолет был под завязку забит дефицитом. Кресла в кормовом отсеке "тушки" занимали ящики с провизией, тяжеленные коробки с бытовой техникой. Вдоль борта громоздились упаковки с чешской и югославской мебелью.

При этом с учений везли сотни килограммов планшетов, карт, схем. Все эти сверхсекретные документы были размещены в бронированных сейфах и пеналах. Плюс военные отхватили несколько тонн хорошей типографской бумаги. Если учесть, что грузоподъемность самолета была всего девять тонн, то исход полета можно было предвидеть заранее.

Положение усугубилось тем, что "экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета". Позже комиссия установила: центровка общей массы оказалась за установленными пределами - ближе к хвосту.

Официальная версия произошедшего - нарушение центровки. Но спустя 20 лет эксперты пришли к выводу, что причиной катастрофы послужил несимметричный выпуск закрылков и появившийся крен.

Комментарии (0)

Пока пусто