Публикации

Азиаты, которых не было

Азиаты, которых не было

Жили-были на юге нынешней России скифы. Одни говорят, что были они земледельцами, сеяли хлеб на продажу. Другие - что скифы были воинственными кочевниками-скотоводами. По мнению третьих, они добывали ртуть и продавали ее в Европу (а там ею амальгировали золотоносные руды) в таких сумасшедших количествах, что в той Европе ртуть так и называли "скифской водой". Подобные утверждения очень забавны - ведь даже самое общее знание о скифах отсутствует полностью. Так откуда же взялась вся эта история?

Описание культуры скифов поражает обилием подробностей. При этом не существует ни легенд, ни сказок, ни былин самих скифов! Нет ничего о них и у якобы окружавших их народов.

Выходит, все, что мы знаем о скифах, взято из сочинений Геродота!

Но, может быть, есть материальные свидетельства жизни скифов? О, да! И еще какие! Эти азиаты "с раскосыми и жадными очами", кровопийцы и, наверное, людоеды, оказались запечатленными в искуснейших поделках ювелиров!

1. Исторические несообразности

В петербургском Эрмитаже много изделий, датируемых IV веком до нашей эры. Общее название коллекции - "Скифское золото", хотя есть изделия из серебра и электрона, природного сплава золота с серебром.

Вот на серебряной вазе из Чертомлыка скиф стреноживает коня. На морде коня уздечка с металлическими кольцами, на спине прилажено типичное английское скаковое седло с одной подпругой, с нагрудником и стременами. Грива коня хорошо острижена.

Один из скифов одет в прекрасного покроя комбинезон; гульфик и трусы прошиты функционально и красиво. Похоже, эти дикари имели хорошие иглы, шильца и нитки. У второго, что согнулся возле коня, полы армяка прошиты двойным швом. Обувь стачана на левую и правую ноги отдельно, чего не было в России даже в наполеоновскую войну.

Заметно, что у сапог есть каблуки июли ремешки, тали швы. У скифа, в одиночку укрощающего коня, сапоги прошиты на подъеме; так кроят обувь в последние триста лет. Общее впечатление: ювелиру позировали хорошо одетые пастухи или конюшие какого-нибудь средневекового князя или хана.

Эти поделки названы "скифским золотом" (поскольку найдены в якобы скифской земле и изображены на них якобы скифы), однако историки уверяют, что изготовлены они в ювелирных мастерских Греции. Не могли же эти дикари сами такое изготовить! Зато, наверное, закупали в Греции эти украшения и брали с собой в могилы.

На вазе из кургана Куль-Оба тщательно изображены сцены натягивания тетивы и зубодрания. Но ведь рвать зубы тоже научились не так давно!

Интересно сопоставить "скифских коньков" с бронзовыми средневековыми поделками из Флоренции. Среди последних имеется "флорентийский конек", почти идентичный половинке золотого "скифского конька", причем скифская работа чище по исполнению, изящнее, чем изделия Флоренции. А Флоренция была мастерской Европы.

Все это позволяет сделать вывод, что скифские изделия, скорее всего, относятся к позднему Средневековью. По мастерству исполнения - XV век, не ранее.

2. А может это сокровища казаков?

Но раз уж решено историками, что золотые изделия оставили именно скифы, и непременно древние, то теперь их с этого не собьешь. Понятно, узнать, как скифы это золото "оставляли", никак невозможно, зато известно, как курганы в южнорусских степях были вскрыты. Это очень поучительная история, изложенная в очерке Харузиной "На раскопках", опубликованном более ста лет назад ("Родник" №11, 1905 г.). Здесь рассказывается о раскопках небольшого кургана близ рудника в Верхнеднепровском уезде Екатеринославской губернии. Копали умелые грабари, досматривали краеведы. Грабари отмечают, что могилу уже вскрывали и вновь засыпали.

"И вот могила вся очищена от насыпной земли и выметена дочиста веничком. В глинистой почве ее дна лежит костяк. Голова, обращенная к юго-востоку, смотрит вверх; руки вытянуты вдоль стана, ноги же согнуты и приподняты, так что коленями упираются в правую стенку могилы. Кости ног окрашены в красную краску, а на дне могилы видны остатки темно-красной краски".

А что, если находки Чертомлыкского и Куль-Обского курганов - просто клады казачества? Казачий общак - кош нужно было где-то хранить. Вот накануне военного похода кошевой с доверенными выборными товарищами и прятали кош в старом кургане, рядом со старым костяком. И метили кости краской. Не древние же скифы красили красной краской кости скелета! Ведь хоронили тело, а не раскрашенный скелет!

Если так, то даже если останки покойников, лежавших в таких курганах, правильно датированы IV веком до н. э., то золото, найденное в них же, к тому веку отношения не имеет.

В случаях, когда кошевой и его товарищи погибали, то закопанный кош никто уже найти не мог, кроме, конечно, грабителей или археологов. Грабители золотишко продавали и переплавляли, а историки - теории выстраивали. Ах, ах, IV век до нашей эры! "Исторический факт"! А на деле - одно только суеверное отношение к хронологии.

Комментарии (0)

Пока пусто