Публикации

Благородный "Фантомас"

Благородный "Фантомас"

Жан Маре - великий французский актер, сыгравший множество замечательных ролей. Кроме того, он известен как режиссер, писатель, художник, скульптор, каскадер. Чрезвычайно разносторонний человек, он оставил глубокий след в мировом искусстве.

Жан Маре родился 11 декабря 1913 года в Шербуре в семье ветеринарного врача. Но отца своего он почти не помнил, так как родители развелись, когда ему было всего пять лет. И дальнейшее воспитание Жана легло на плечи матери, бабушки и тети. Впервые попав в кинематограф в возрасте шести лет, маленький Жан сразу захотел стать актером.

1. Фотограф и модель

Но осуществить мечту удалось не сразу. Сначала пришлось потрудиться на небольшом заводе, производившем радиоприемники. Но жизнь простого рабочего не прельщала талантливого юношу, и он переквалифицировался в ученики фотографа. Получив необходимый опыт, Жан Маре стал самостоятельно снимать фоторепортажи для парижских журналов мод и неожиданно для себя получил предложение поработать демонстратором модной одежды.

На подиуме Жан Маре сразу почувствовал себя уверенно. Красивая внешность, мужественность, гибкая пластика, атлетическая грация тела, изысканно небрежная походка и изящные манеры делали его неотразимым. Ему удалось завести знакомства в актерской среде и попробовать себя на сцене в парижском театре "Ателье". Жалованье там не платили, но зато позволяли бесплатно брать уроки актерского мастерства. Тогда-то и произошла его встреча с другим Жаном - Жаном Кокто, знаменитым французским поэтом, писателем, сценаристом и режиссером.

Жан Кокто был восхищен красотой юного Маре, но старался сдерживать свои чувства. Мэтр дал молодому актеру главные роли в своих спектаклях "Орфей", "Рыцари Круглого стола" и "Царь Эдип". При этом Кокто прямо заявил юноше: "Я должен предупредить вас, что если вы сыграете в моих пьесах, все будут говорить, что вы - мой друг". Жан Маре сначала смутился, а затем твердым голосом произнес: "Я буду очень гордиться этим!".

Однако после этого разговора Жан Кокто неожиданно исчез и не появлялся в Париже два месяца. А когда вернулся, то первым делом позвонил Маре и трагическим голосом признался юноше, что влюбился в него без памяти. Так начался роман молодого актера и великого маэстро.

Жан Кокто заменил юноше и отца, и мать, ввел его в круг парижской богемы, познакомил с известными кинорежиссерами. Начиная с 1937 года, Жан Маре начал интенсивно сниматься в кино, сначала в эпизодах, а затем и в главных ролях.

Отношения с Жаном Кокто продолжались вплоть до смерти маэстро в 1963 году. Но со временем из любовных они превратились в дружеские, даже родственные. После смерти старшего друга Жан Маре долго не мог прийти в себя, и от тяжелой депрессии его спасла только интенсивная работа в кино.

2. На войне как на войне

В августе 1939 года началась Вторая мировая война. Франция объявила войну Германии. Жан Маре, используя свои связи, мог бы уклониться от мобилизации, но он добровольно пошел на фронт в действующую армию. Там он стал водителем бензовоза и участвовал в боевых действиях. Под бомбежками и артиллерийскими обстрелами он подвозил горючее французским танкистам.

При этом актер настолько верил в свою необыкновенную удачу, что однажды, презирая опасность, проехал на своем бензовозе по заминированному полю, так как остальные дороги были перекрыты противником.

За этот подвиг он получил Военный крест за мужество и отвагу. Часто при бомбежках Маре оставался сидеть в машине с заведенным мотором, отказываясь надевать каску и прятаться в траншее.

Любопытно, что сам актер не видел в своем поведении ничего героического. Наоборот, ему это казалось очевидным, нормальным. Позднее он с юмором напишет в своих мемуарах: "Я не бежал от героизма, но героизм упорно бежал от меня".

В июне 1940 года Франция потерпела поражение и капитулировала. Жан Маре вернулся в Париж и вновь занялся актерским ремеслом. Однако когда в 1944 году на территории Франции высадились американские и английские войска, актер вернулся в солдатский строй. Он добровольно вступил во французскую дивизию генерала Ле Клерка и принимал участие в боевых действиях до тех пор, пока немецкие войска не были изгнаны с территории Франции.

3. Кинематографическая слава

Долгожданная слава пришла к Жану Маре в 1943 году после выхода на экраны фильма "Вечное возвращение". Интересно, что в этом фильме он снимался со своей собакой - Мулуком, подобранной им на войне и ставшей ему верным и любимым другом. В своих лучших ролях Жан Маре создал неповторимые, романтические и идеальные образы мужчин - рыцарей или авантюристов без страха и упрека. Людей мужественных, несокрушимого духа, приверженцев высокой морали и верных своим идеалам до мозга костей.

Постепенно Жан Маре становится звездой, его донимают многочисленные поклонники и поклонницы. Им он казался настоящим полубогом, существом из другого мира.

Но актер не заболел звездной болезнью и всегда относился к себе очень критично. Недовольный своим высоким от природы голосом, актер начал курить, чтобы понизить его тембр. В результате его голос приобрел характерную хрипотцу и неповторимую индивидуальность. Очень скромно Жан Маре вел себя в быту и в общении с прессой.

"Всегда доступный другим, он принимал, не протестуя, всех представителей прессы, кроме дураков, не строил из себя важную персону, подобно другим известным актерам. Жан Маре был правдив по отношению к самому себе и по отношению к другим. Но он мог быть и жестоким, когда следовало заступиться за кого-либо из его друзей", - писал биограф актера Кароль Вайсвайлер.

Для разрядки Жан Маре охотно снимался в развлекательных комедиях "Жюльетта" (1953), "Полуночные любовники" (1953), также в картинах "плаща и шпаги", таких, как "Капитан Фракасс" (1961), "Горбун" (1959), "Тайны Бургундского двора" (1960), и многих других.

В этих фильмах актер, находясь в прекрасной физической форме, сам выполнял все каскадерские трюки, дрался на шпагах, скакал на лошади и так далее.

Российскому зрителю Жан Маре знаком прежде всего по кинофильмам "Граф Монте Кристо", "Парижские тайны", которые шли в нашем прокате. Они давно уже стали кинематографической классикой.

Но особую популярность Жану Маре в России принесли фильмы про Фантомаса. Образ харизматичного злодея в зловещей зеленой маске был создан актером настолько мастерски, что затмил собой все прежние экранизации на эту тему. Интересно, что в цикле фильмов о суперзлодее Маре играл сразу две главные роли - самого Фантомаса и бесстрашного журналиста, который его преследует. К сожалению, Фантомас оказался последней большой ролью актера в кино. Он продолжал сниматься и дальше, но таких ярких ролей больше не получалось.

После того, как молодой режиссер Вилли Рамо снял его в 1986 году в "Родственных связях", Жан Маре лишь в 1995 году появился в почти знаковой роли у Бернардо Бертолуччи в картине "Ускользающая красота".

В последний период жизни настоящей страстью Жана Маре стал театр. Актер переиграл практически весь классический репертуар - от Софокла и Шекспира до Мольера и Бернарда Шоу. Участвовал в театральных постановках в США, Японии.

Одновременно он увлекался дизайном и скульптурой. Художник Пабло Пикассо, увидев ранние скульптурные работы Жана Маре, удивился, как человек с таким талантом скульптора "...может тратить свое время на какие-то съемки в кино и работу в театре".

В конце жизни актер написал мемуарные книги "Мои четыре истины" и "Истории моей жизни", зарекомендовав себя как блестящий писатель-стилист.

Жан Маре скончался 8 ноября 1998 года в Каннах и был захоронен в Валлорисе на Старом кладбище.

Комментарии (0)

Пока пусто