Публикации

Бог паровой машины

Бог паровой машины

Всего 38 лет жизни отвела судьба гениальному русскому изобретателю Ивану Ползунову. Правда, работать он начал с четырнадцати лет - сразу после окончания Горнозаводской школы в Екатеринбурге.

С начала Иван Ползунов был "механическим учеником" у главного механика уральских заводов; затем его перевели на Алтай, в центр выплавки серебра. Ползунов работал, занимался самообразованием, изобретал. В 1754 году создал, по сути, первую в России гидросиловую установку, в которой вода, крутившая колеса, подавалась к лесопилке по каналу на большое расстояние. Это был сложнейший для того времени технический комплекс.

1. Заводской комиссар

Когда он стал офицером (со времен Петра I горнозаводчики были военизированы) и занял должность комиссара Колыванского завода, то есть заместителя начальника по хозчасти, все инженеры ломали себе головы, как повысить выплавку серебра. Комиссар Ползунов не хотел оставаться в стороне, но занялся конкретной задачей: как преодолеть зависимость горнозаводского производства от водяного колеса? При нехватке воды колеса останавливались, а вместе с ними и заводы. А во время паводков вода сбрасывалась впустую...

Еще до рождения Ивана Ползунова англичанин Ньюкомен построил свою паровую машину; с ее помощью на тысячах шахт качали воду. Ползунов узнал о ней из книги "Обстоятельное наставление рудокопному делу". Там была схема, но как машину сделать? Об этом - ни полслова. В итоге Ползунов придумал свою машину для приведения в действие воздуходувных мехов и в апреле 1763 года передал начальнику завода ее проект.

Бумага дошла до Екатерины II; императрица произвела Ползунова в механикусы с чином инженер-капитан-поручика, и его утвердили строителем этой машины.

Он стал первым в России профессиональным конструктором!

Паровая машина Ползунова.
Паровая машина Ползунова.

Пока бумаги ходили по инстанциям, Ползунов улучшал проект. Получалась теплосиловая станция на 15 плавильных печей. Но строить было некому и не из чего: не имелось нужных кадров, не было техники, не было инструментов. Всех штатов Ползунову дали - двоих отставных мастеров да нескольких подсобных рабочих.

Но за год и девять месяцев, ценой потерянного здоровья, он ее построил!

За несколько дней до завершающих испытаний Иван Иванович Ползунов умер от скоротечной чахотки. Через неделю после его смерти прошли официальные испытания, а затем установку пустили в постоянную работу. Работала она 43 дня, после чего проявилась недоделка: склепанный из тонкой листовой меди котел, как предупреждал сам Ползунов, был годен только для опытного прогона.

За 43 дня чистая прибыль, за вычетом всех затрат на машину, превысила 11 тысяч рублей! А ведь машину даже не пустили на полную мощность, она обслуживала всего три печи! Казалось бы, ставь новый котел, наращивай производство. Но нет: ее бросили, а через пятнадцать с половиной лет списали в утиль по указанию технически некомпетентных иностранных спецов, руководивших горняцким делом на Алтае.

Это было в 1782 году. В 1784 году Уатт получил патент на свою паровую машину.

2. Споры о приоритете

Спорят, считать ли изобретателем паровой машины Ползунова или Уатта. Споры эти беспочвенны. У Ползунова пар поднимал поршень, но работа происходила, когда поршень опускался под действием атмосферного давления. В машине же Уатта полезная работа совершалась именно давлением пара.

Важнее другое: наука и техника развиваются преемственно. Оба изобретателя имели в качестве образца машину Томаса Ньюкомена, созданную в 1712 году. Ньюкомен был знаком с изобретениями их обоих, так же, как Ползунов и Уатт - с машиной Ньюкомена. Были и другие, ныне забытые имена...

Можно сговориться на том, что Ползунов первым в мире создал универсальный тепловой двигатель на базе паровой машины, а Уатт предложил то, что пошло в серию.

Подвиг Ползунова не в том, что он был первым или вторым, а в том, что в условиях крайней технологической отсталости добился своего. А если бы Уатт жил на Алтае? Создал бы он свою машину?..

Комментарии (0)

Пока пусто