Публикации

Человек в штанах

Человек в штанах

Когда-то люди носили на себе шкуры зверей. Потом освоили ткачество, но шить не умели! Ведь что такое римская тога, японское кимоно, индийское сари, азиатские и африканские джаллаба, саронг, парео? Прямоугольный кусок ткани и все. Брюки в сравнении с ними - это настоящий скачок из тьмы веков в светлое будущее. Так что штаны - это не просто одежда: это новое слово в истории человеческой мысли.

Но прежде чем на горизонте замаячил призрак штанов, людям необходимо было освоить простейшее сшивание. Древнегреческие хитоны, римские туники - это не что иное, как мешок с дырками для головы и рук. Все носили одинаковые мешки, накидывая сверху тогу, расцветка которой зависела от социального статуса человека.

1. Возвращение к истокам

Отправимся, однако, на тысячу лет вперед! В "Истории цивилизации" Герман Вейс пишет: "Приблизительно до X века костюм ... сохранял прежнюю простоту... Вместо короткой, ниже колен, туники стала входить в моду длинная и пышная стола".

Итак, во-первых, тунику носили даже в X веке. Во-вторых, стола отличается от туники только размерами и богатством отделки.

"На картинах XIV века, — продолжает Вейс, — фигуры изображались преимущественно в древнеримском костюме". Правильнее было бы сказать, не "в костюме", а "в платье": этим словом называли одежду и мужчин, и женщин; все одевались одинаково. Русские мужики ходили в сарафанах. Православные священники поныне носят платье.

Наконец, освоили геометрию и научились разворачивать объем на плоскости, что позволило за XIV-XV века создать все известные ныне виды кроя. Появились богатые рубахи, кафтаны, но римские тоги никуда не делись! В Италии должностные лица, ученые и духовенство продолжали носить тоги...

2. Защита пещерного человека

Декорируя верхнюю часть, люди не забывали о ногах и сопряженных с ними "деликатных органах". Но заметим: в языках мира сохранилась "множественность" в словах, означающих одежду "для низа"! Штаны, брюки, трусы, панталоны - сплошь существительные во множественном числе, в отличие от слов рубаха, пиджак или майка.

Дело в том, что изначально каждая штанина была отдельным предметом, крепившимся к поясу, и через этот же пояс проходил плат, закрывавший промежность. Связано это с физиологией: "деликатные органы" довольно часто надо использовать по назначению.

В одной испанской пещере нашли рисунок каменного века с изображением человека в меховых штанах до колен. Как они сшиты и сшиты ли вообще - непонятно. Однако ясно, что при сильном морозе выживал только тот, кто мог придумать защиту.

Столетия спустя некоторые племена крепили между бедер куски кожи. Они были наездниками, а конь - животное шерстистое. На нем так просто, не прикрывая внутренней стороны бедра, не поскачешь.

Когда уже освоили крой, мужчины носили штаны-чулки. Чулки натягивали отдельно и привязывали шнурками к штанишкам, точнее к широкому поясу со сшитыми нижними краями. Какое-то время было модным на левой и правой ноге носить чулки разного цвета.

Менялся кафтан: пока не было штанов, он почти целиком скрывал ноги, но к середине XIV века укоротился до колен, а затем поднялся еще выше! В хронике города Майнца читаем: "Человеческая глупость дошла до того, что молодые мужчины носят такие короткие кафтаны, которые не закрывают ни срамных частей, ни зада"...

В XIV веке мужчины в Европе вместо брюк надевали на ноги две штанины. Поэтому сзади они выглядели комично.
В XIV веке мужчины в Европе вместо брюк надевали на ноги две штанины. Поэтому сзади они выглядели комично.

Об одежде русских мужчин можно судить только по рисункам, а на них лишь видно, что поверх рубахи носили длинный кафтан до икр или до щиколоток. Устройство штанов понять невозможно.

Чулки в Европе шили из шелка и бархата или вязали вручную, причем вязание было мужским занятием. В конце XVI века Уильям Ли изобрел вязальный станок для чулок.

Развитие искусства кройки и шитья позволяло уже шить штаны в современном понимании этого слова, и простолюдины повсеместно перешли на цельношитые портки. Но люди знатные продолжали натягивать чулки, а поверх них - пышные разукрашенные штаны. Только с появлением брюк с длинными трубообразными брючинами (а это произошло аж в XIX веке!) мужская чулочная мода пошла на спад, а сами чулки укоротились до носков.

В XVI веке европейская знать предпочитала "испанские штаны" - короткие, набитые паклей, пером или конским волосом; они были бы похожи на подушки, если бы их сверху не покрывали разрезы, через которые виднелась дорогая ткань нижних слоев.

Молодежь развлекалась круче; пижоны пришивали к штанам спереди мешочек-гульфик, куда помещали свои мужские органы, а в придачу клали платки и другие тряпки, чтобы органы выглядели повнушительнее. Потом эта мода как-то сразу прошла, и в XVII столетии моралисты закрашивали гульфики на полотнах Брейгеля и Гольбейна.

Штаны стали длинными и пышными - сплошь складки, ленты, банты, кружева. Не видно уже было не то что срамных мест, а даже ног и бедер. В частности, такова форма мушкетеров Людовика XIII.

Потом во Франции ненадолго вошли в моду штаны-ренгравы - короткие, но очень широкие, из полосок бархата и шелка с золотой вышивкой, присборенные, украшенные лентами и бантами. Придумал их голландский посланник в Париже Ренграв, как полагают, в надежде вернуть моду на мужские юбки.

В конце XVII века штаны вновь сузились, поверх них стали носить длинный кафтан, чтобы ноги были видны только ниже колен.

3. Революция "беспорточных"!

В XVIII столетии французское дворянство носило штаны-кюлоты. Их носили в обтяжку, застегивали под коленом. А третье сословие предпочитало панталоны - длинные, сверху широкие, ниже колен узкие. Их назвали по имени героя итальянской комедии Панталоне, он появлялся на сцене в таких штанах.

"Приличная" публика, что ходила в кюлотах, тех, кто носил панталоны, прозвала санкюлотами, буквально - беспорточниками.

Великая Французская революция. Санкюлот (беспорточный) требует от одетого в кюлоты солдата (справа) поменять этот элемент одежды на более революционный - панталоны.
Великая Французская революция. Санкюлот (беспорточный) требует от одетого в кюлоты солдата (справа) поменять этот элемент одежды на более революционный - панталоны.

Но беспорточники победили в Революции 1789 года! И вызвали переворот в моде. Панталоны быстро захватили всю Европу, даже Россию. Друг Пушкина, поэт князь Петр Вяземский писал: "Совершилась революция в мужском туалете... Введены в употребление и законно утверждены либеральные широкие панталоны".

Яркие мужские одежды начали пропадать. Предпочтительнее стали однотонные черные, серые или коричневые брюки. В середине XIX века пиджак, потомок морской голландской куртки, по-английски "пи-джекет", вместе с жилетом завершил костюм.

4. Кто их придумал?

По одной версии, брюки - это модификация панталон. Верно ли это? Ведь панталоны, как и портки, как раз в ходе XIX столетия перешли в разряд исподней одежды, выродившись в трусы.

По другой версии, молодому Петру I еще в конце XVII столетия очень понравились штаны голландских моряков, он и завез их в Россию, а вместе с ними и название "брюки", от голландского broek. Но те старые брюки у нас не прижились. Они стали одеждой горожан, а затем и деревенской молодежи, лишь в середине XIX века. К этому времени возникло крупное машинное производство. Появились новые ткани, применение которых повысило привлекательность старых "петровских" брюк. Вот они и вошли в моду.

Кстати, в XX веке мода опять переменилась - в пользу джинсов, которые первоначально тоже были штанами моряков, только не голландских, а итальянских.

Ждать ли новой революции в мужском туалете? Присматривайтесь к морякам...

Комментарии (0)

Пока пусто