Публикации

Давид: кроткий деспот

Давид: кроткий деспот

Царь Давид - один из интереснейших персонажей Библии, реальность существования которого полностью доказана. В1993 году в Тель-Дане на севере Израиля была обнаружена черная базальтовая стела с надписью, в которой упоминается "дом Давида" (в значении "род, династия Давида"). И если кто-то из ученых еще сомневается в том, каким этот царь был на самом деле, в том, что он фигура реальная, сегодня уверены все.

Согласно библейской традиции, Давид был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема и принадлежал к колену Иуды.

1. Первые победы

До определенного момента он оставался обычным мальчиком-пастухом, в то время как его братья были воинами царя Саула и сражались против филистимлян. В одном из таких сражений принял участие и юный Давид. Именно он вызвался выступить в одиночку против вражеского воина-гиганта Голиафа, которого сумел поразить ловко выпущенным из пращи камнем, что и определило исход сражения. Было ли такое в принципе возможно? Историки полагают, что - да. Скорее всего, вооруженный до зубов Голиаф, облаченный во многокилограммовые доспехи, был слишком неповоротлив и малоподвижен, а потому представлял собой, идеальную мишень. Кроме того, выпущенный из пращи опытной рукой камень развивает громадную скорость - более тридцати метров в секунду - и обладает энергией удара, эквивалентной энергии пули 22-го калибра, следовательно, гарантированно пробивает кости человеческого черепа.

Так, в одночасье мальчик-пастух стал едва ли не национальным героем и удостоился внимания самого царя. Саул приблизил его к себе еще и потому, что Давид был неплохим музыкантом. Его мастерская игра на кинноре (струнном инструменте) успокаивала параноика Саула, имевшего предрасположенность к вспышкам гнева.

Находясь на службе у царя, Давид быстро поднимается по карьерной лестнице. Он овладевает воинским искусством, соблазняет царскую дочь Мелхолу и женится на ней. Чтобы заполучить Мелхолу в жены, Давид со своими людьми убил двести филистимлян и принес Саулу их "краеобрезания" в качестве "выкупа" за невесту.

Кроме того, он становится любовником и близким другом сына Саула - Ионафана, о котором позже напишет: "Любовь твоя была для меня превыше любви женской" (Вторая книга Царств 1:25- 26). Однако популярность Давида в народе становится угрожающей для Саула, и тот пытается устранить потенциального соперника. Давид узнает о замысле Саула от Ионафана, и ему удается бежать из дворца.

2. Беглец-изменник

Будучи вынужденным скрываться от преследующего его Саула, Давид не теряет времени даром. Он промышляет грабежами, основав небольшую банду, которая быстро увеличивается по численности и вскоре достигает шестисот человек. А затем переходит на сторону филистимлян и поступает на службу к гефскому царю Анхусу (Ахишу), который назначил его правителем города Секелага в южной пустыне. Но при этом Давид достаточно умен и дальновиден для того, чтобы всячески избегать открытой конфронтации с иудейскими войсками, ограничиваясь набегами на другие, южные племена - амаликитян, гессурян, гирзеян. Причем Анхусу Давид докладывает, что на самом деле разоряет и грабит еврейские города. Чтобы ложь не вышла наружу, он старается уничтожить максимальное количество свидетелей того, что происходит в действительности: "И не оставлял Давид в живых ни мужчины, ни женщины и не приводил в Геф, говоря: они могут донести на нас..." (Первая книга Царств 27:11).

А когда Саул и Ионафан погибают в одной из битв с филистимлянами у горы Гильбуа, Давид, разумеется, горько и довольно-таки напоказ оплакивает это несчастье. И затем, проявив недюжинные дипломатические таланты, умудряется в кратчайший срок договориться с израильскими военачальниками, поддержавшими его в намерении занять место Саула и стать царем. Давид претендует на то, чтобы объединить под своей властью северную и южную части Израиля. Он не останавливается абсолютно ни перед чем, хладнокровно уничтожая любого противника, способного встать на его пути к трону. Одной из его жертв становится Иевосфей - сын и прямой наследник Саула.

3. Любимый город

Новому единому государству нужна новая столица. И в качестве таковой Давид выбирает небольшой, мало кому на тот момент известный город-крепость в центре страны - Иевус. Местоположение Иевуса очень удобно со стратегической точки зрения: он находится на перекрестке путей, связывавших Заиорданье и побережье, а также север и юг страны, и расположен на холмах, окруженных долиной, поэтому его легко защищать в случае необходимости. Правда, имеется одно препятствие: у Иевуса уже есть защитники - маленькое ханаанское племя иевусеев, которым и принадлежит крепость. Брать ее штурмом неразумно из-за неоправданно высоких потерь, длительная осада также проблематична. И Давид принимает гениальное решение: проникнуть в город, используя для этого систему водоснабжения. Несколько воинов сумели подняться по практически вертикальной шахте туннеля водоснабжения под городом. Этот туннель, известный теперь как Шахта Уоррена, был обнаружен в Граде Давидовом при раскопках в Иерусалиме и открыт для публичного посещения в 1985 году. Согласно свидетельствам археологов, такие туннели были прорыты еще в 1800 году до н. э. - задолго до того, как Давид завоевал Иевус.

После этого, перерезав горло иевусейским стражникам, воины Давида открыли городские ворота изнутри, и израильское войско беспрепятственно вошло в город, вскоре получивший название Иерусалим, Град Давидов. Давид перевез сюда из Хеврона Ковчег Завета - главную святыню иудеев. Теперь Иерусалим стал истинным символом объединения страны. Всю свою жизнь Давид мечтал возвести здесь храм, но нескончаемые войны не позволяли ему осуществить этот замысел. Его войска постоянно отражали атаки филистимлян. Он считал необходимым вести не только оборонительную войну, но и максимально расширить свое государство. При этом традиционно считающийся "кротким", царь отличался особой, невероятной жестокостью.

Создатель уникальных в литературном плане псалмов, Давид - правитель и воин - был грозой покоренных племен. Он безжалостно расправлялся с пленными и жителями захваченных территорий. Вот как свидетельствует синодальный перевод Библии о том, что совершили воины Давида с жителями Раввы - столицы Аммонитского царства: Давид "...добычи из города вынес очень много. А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами аммонитскими" (Вторая книга Царств 12:31).

Внутри же собственного государства Давид ввел жесткий военный режим с тяжелым налогообложением (что позволяло, в частности, практически заново отстраивать Иерусалим). Он учредил профессиональную армию, в которую впервые в истории Иудеи входили не только евреи, но и хелефеи, фелефеи, хетты. Эта армия была подчинена Давиду и лично назначенному им военачальнику. Теперь Давид больше не зависел от отдельных племен, представителей которых требовалось спешно призывать в часы опасности. Также он сформировал народные ополчения (каждого боеспособного мужчину могли мобилизовать при необходимости).

Для того чтобы царство было единым, Давид не только вел бесчисленные войны, но и заключал немалое количество браков. Он специально брал в жены и наложницы женщин, происходивших из разных племен и народов. Это укрепляло тесные общественные связи между каждым из регионов и царской династией.

Правление Давида длилось сорок лет, а затем он передал власть своему сыну Соломону, рожденному от Вирсавии, вдовы своего военачальника Урия. Заметим, что для того, чтобы заполучить эту женщину, "кроткий" Давид в свое время расправился с ее мужем, отправив того на верную смерть.

Отойдя от политики, Давид всецело посвятил себя искусству, и именно в этот период времени на закате дней сложил множество прекрасных псалмов.

Давид стал основателем долгой царской династии, которая фактически правила дольше династий любой другой страны во всем мире. Он почитаем во всех трех авраамических религиях: иудаизме, христианстве и исламе, где известен под именем пророка Давуда, через которого была ниспослана священная книга Забур.

Комментарии (0)

Пока пусто