Публикации

Два века на службе России

Два века на службе России

Железные дороги в России - это тот становой хребет, на котором держится экономика страны. Миллионы тонн грузов и миллионы пассажиров ежегодно составы перевозят по рельсам, соединяющим регионы России. А история российских железных дорог началась два века назад.

Начало строительства рельсовых дорог в России относится к концу XVIII века. Первая рельсовая чугунная дорога была построена на Алтае в 1808-1810 годах (Змеиногорская дорога). В 1834 году в Нижнем Тагиле на заводе Демидовых крепостные отец и сын Черепановы закончили строительство первого русского паровоза, который мог везти состав весом в 3,3 тонны, развивая скорость до 15 верст в час.

1. Пути для поездов

Но это были, так сказать, внутризаводские "чугунки". А первая железная дорога, по которой стали ходить пассажирские поезда, появилась в Петербурге.

Тридцатого дня в 12 часов 30 минут октября 1837 года первый поезд отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург - Царское Село. Длина дороги составила 25 верст (26,3 км). На Царскосельской железной дороге был построен ряд искусственных сооружений, в том числе мостов, среди которых самый большой - через Обводный канал - имел длину 25,6 м. За рубежом были закуплены 7 локомотивов и различные экипажи для поездов: закрытые дилижансы на 40 мест, открытые шарабаны, линейки с мягкими сиденьями, кареты ("берлины"). Специально образованное акционерное "Общество Царскосельской железной дороги" израсходовало на ее сооружение 5 млн. рублей ассигнациями. В 1838 году в Петербургском технологическом институте для Царскосельской железной дороги был создан паровоз "Проворный". Его скорость по тем временам была огромной - до 60 км/ч. С 1837 по 1841 год было перевезено 2,5 млн. пассажиров. За этот период Царскосельская железная дорога дала казне чистого дохода 360 тысяч рублей.

2. Из Москвы в Петербург

В 30-40 годах XIX века потребовалось срочно решить вопрос о соединении Петербурга с центральными районами России. 1 февраля 1842 года Николай подписал указ о сооружении железной дороги Петербург - Москва.

Летом 1843 года начались строительные работы. Дорога была задумана как двухколейный путь по кратчайшему направлению. Трасса была построена за восемь с половиной лет и обошлась казне в 66 850 тыс. рублей серебром, что оказалось дешевле многих иностранных железных дорог. 1 ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения по ней. Размеры перевозок быстро росли. Уже в 1852 году дорога перевезла 719 тысяч пассажиров и 164 тысячи тонн грузов. Расстояние от Петербурга до Москвы - 650 километров - скорый поезд преодолевал за 12 часов.

Несмотря на интерес Николая I к железнодорожному строительству, Россия отставала в этой области от других государств: в 1853 году протяженность железнодорожных линий в стране насчитывала 979 верст, что составляло 1,5% мировой железнодорожной сети. Это обстоятельство негативным образом проявилось в ходе Крымской войны, когда из-за отсутствия современных путей сообщения так и не удалось наладить бесперебойное снабжение армии подкреплениями, боеприпасами и продовольствием. Поэтому в 1865 году по инициативе Александра II было создано Министерство путей сообщения, которое в качестве первостепенных задач определило освоение Донецкого и Криворожского горнорудных бассейнов, выход на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию.

3. Движение на Восток

В конце 1880-х годов стала очевидной необходимость сооружения Транссибирской магистрали. 12 февраля 1891 года Кабинет министров принял решение строить Транссиб.

Первый камень великого Сибирского рельсового пути был заложен 19 мая 1891 года во Владивостоке. Завершить строительство было решено в течение 10 лет. Одновременно на стройке были задействованы более 100 тыс. рабочих; предварительная стоимость проекта определялась в 350 млн. рублей золотом - или 44 тыс. рублей за версту. Работы производились вручную.

Несмотря на многочисленные сложности (тайга, горы, реки и озера), дорога строилась быстро. Около 9100 верст было проложено со средним темпом строительства 740 км в год. Это высокая цифра даже для современного строительства. Иностранные СМИ отмечали, что после открытия Америки и сооружения Суэцкого канала в истории не было события, более богатого последствиями. Общая стоимость прокладки дороги в 1892-1905 годы составила около 936 млн. золотых рублей.

Одновременно со строительством Транссиба на государственные средства сооружались железные дороги на окраинах страны. Во время Первой мировой войны велось строительство железной дороги к берегам Баренцева моря. За 20 месяцев работа была завершена. 30 ноября 1916 года состоялось открытие движения на Мурманской магистрали. Ее сооружением закончилось формирование основной сети железных дорог в дореволюционный период России. Общая протяженность железнодорожной сети к 1917 году составила 70 260 км. 70% железных дорог являлись собственностью государства.

4. Цифры и факты

Железнодорожный транспорт в России - одна из крупнейших железнодорожных сетей в мире. Эксплуатационная протяженность сети железных дорог общего пользования составляет 86 тыс. км, из них электрифицировано 43 033 км.

По общей протяженности железнодорожных путей Россия занимает 2-е место в мире, уступая только США (194,7 тыс. км).

По протяженности электрифицированных дорог Россия занимает 1-е место в мире.

В настоящее время планируется реализация совместного проекта России, Украины, Словакии и Австрии по строительству железной дороги с колеей шириной 1520 мм от украинской границы по территории Словакии до Вены.

5. Что такое "русская колея"?

Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе строительства Николаевской железной дороги. Вероятно, что это было связано с тем, что на строительстве работали консультанты из Америки (в то время такая колея была популярна в южных штатах США). Возможно, что такая ширина колеи была удобна еще и тем, что выражалась круглым числом - 5 футов или 60 дюймов.

По одной из версий, Николай I вызвал к себе на доклад американских инженеров, которые поинтересовались у царя:

- А в Европе нам делать такую же колею?

Царь ответил традиционным русским вопросом:

- На х... шире?

Переводчик не совсем правильно перевел слова царя. Вопрос же Николая I был принят за прямое указание, и колея в России шире европейской на 8,5 см.

"Русская колея" - вторая по суммарной длине проложенных путей в мире. Она является основной на территории стран, ранее входивших в СССР, а также Финляндии и Монголии.

6. "Мы мирные люди, но наш бронепоезд..."

Спецпоезда "Байкал" и "Амур", которые стоят на вооружении в Южном военном округе, до 2015 года снимут с боевого дежурства. Из пяти бронепоездов, доставшихся Российской армии от Советской, сейчас осталось два.

Оба находятся в бездействии в Ставропольском крае. Кроме локомотивов и спальных вагонов, в бронепоезда входят платформы с зенитными установками, специальные вагоны с "глушилками" для подавления радиосигналов, платформы для танков, платформы с детекторами взрывчатых веществ и песком для поглощения взрыва от заложенных под рельсы фугасов. Бронепоезда использовались для технической разведки железнодорожных путей в северокавказских республиках. Когда подрывники находили фугас под рельсами, его, как правило, взрывали на безопасном для поезда расстоянии, а поврежденный участок меняли на новый.

На особо опасных участках бронепоезда шли впереди эшелонов с людьми и техникой.

Комментарии (0)

Пока пусто