Публикации

Город атлантов

Город атлантов

Тула - затерянный город тольтеков, легенды о котором передавались из уст в уста, от поколения к поколению, - позволил себя найти спустя долгие века. Столица потерянной цивилизации, по преданиям, стала свидетелем космической битвы между силами света и тьмы. Сражение закончилось поражением добра, и бог Кетцалькоатль - Пернатый Змей - навсегда был изгнан из города. Но его храм на вершине десятиметровой пирамиды сохранился и до наших дней. Его охраняют таинственные пятиметровые каменные воины, которых называют атлантами.

О Туле и тольтеках исследователи древних цивилизаций Мезоамерики знали из устных преданий, полученных от индейцев еще первыми испанскими конкистадорами и монахами - ревностными служителями католической церкви, сопровождавшими в походах завоевателей. Однако найти Тулу, или вернее место, где она когда-то находилась, до самого недавнего времени не удавалось, хотя в поисках принимали участие крупнейшие исследователи доиспанских культур Америки.

Древние руины близ города Тула были впервые описаны Антонио Гарсиа, мексиканским историком, географом и писателем, в 1873 году. Вскоре после этого французский путешественник и фотограф Дезире Шарнэ провел в Туле первые археологические исследования. В 1930-е годы мексиканский ученый Вигберто Хименес Морено собрал многочисленные этноисторические и картографические данные, а в 1940 году археолог Хорхе Акоста открыл миру древний город. Взору современного человека предстали великолепные творения предков ацтеков - Пирамида Утренней Звезды, на платформе которой стоит группа из пятиметровых каменных воинов, несших когда-то крышу храма.

Скульптуры были столь тонко выполнены и так загадочны, что вокруг них тут же стали складывать легенды.

1. Мексиканские великаны

Каждая из фигур состоит из четырех деталей, тщательно подогнанных друг к другу. Верхняя часть представляет собой голову статуи и головной убор из перьев, скрепленных лентой с узором в виде звезд; уши статуи прикрыты двумя удлиненными пластинами. Черты лица плохо различимы, и поэтому не представляется возможным говорить об их принадлежности к какой-либо расовой группе. На лицах каменных идолов застыло бесстрастное выражение, однако при внимательном рассмотрении выясняется, что они немного отличаются друг от друга и обладают индивидуальными чертами. Туловище скульптур состоит из двух блоков. Верхняя часть представляет собой массивный нагрудник, по форме напоминающий бабочку. Самая интересная деталь нижнего блока туловища находится сзади. Это диск, в центре которого изображено человеческое лицо, а по краям загадочные знаки и, как считают некоторые ученые, "венок" из двух переплетенных змей. Нижняя деталь статуи - это ноги в сандалиях. Сложный наряд статуи, в состав которого входят браслеты выше локтя, ножные браслеты и набедренная повязка, держится при помощи лент.

Скульптуры отличаются изяществом и тонкостью исполнения. И это несмотря на то, что базальт - необычайно твердый материал и чрезвычайно тяжело поддается обработке. Непонятно только, как древние мастера, имея в своем распоряжении лишь примитивные каменные и деревянные орудия, смогли создать столь совершенное произведение. Возможно, каменотесы знали некий секрет размягчения базальтовых глыб?

На фигурах атлантов заметны необычные следы обработки - углубленные линии, идущие в разных направлениях. Каким инструментом нанесены такие правильные углубления? Ученые полагают, что подобные следы на камне может оставлять инструмент наподобие топора, только с зубьями, как у пилы. Другие говорят, что это следы механизированного вмешательства, своего рода обдирочной машины. Единого мнения в этом вопросе нет ни у кого.

Исчезнувшая цивилизация письменных пособий не оставила, и тайна резьбы по камню до сих пор не раскрыта.

2. Воины или жрецы?

В древности почти пятиметровые изваяния поддерживали крышу храма Утренней Звезды.

Поэтому обнаружившие их археологи назвали эти фигуры идолами, пребывая в уверенности, что это изображения богов. Авторы научно-популярных статей переименовали их в атлантов, намекая на то, что они могли быть наследием легендарной Атлантиды.

Карта Атлантиды.
Карта Атлантиды.

Особое внимание целого ряда исследователей привлекли странности наряда атлантов - накладка на груди, а также необычные предметы, которые находятся у статуй в руках. По форме они не похожи ни на какие известные орудия труда, поэтому их предназначение до сих пор вызывает споры.

Весьма популярна версия, что фигуры изображают выходцев с Атлантиды - погибшего материка, который существовал в далеком прошлом. В рамках этой теории, после некоей глобальной катастрофы, погубившей и континент, и цивилизацию, на территории Мезоамерики в целом и Мексики в частности обитали уцелевшие в катаклизме бывшие жители Атлантиды, которые и создавали удивительные строения и артефакты, а также обучали местные дикие народы различным премудростям. И есть немало тех, кто считает эти статуи реальными изображениями жителей легендарной Атлантиды.

Историки же остановились лишь на культово-религиозной трактовке этих предметов, считая их церемониальными атрибутами или символами жрецов-тольтеков.

Нагрудная дощечка спереди похожа на пульт управления, а диск сзади на спутниковую антенну. На самом деле это элементы древней одежды.
Нагрудная дощечка спереди похожа на пульт управления, а диск сзади на спутниковую антенну. На самом деле это элементы древней одежды.

Ведь все искусство тольтеков было подчинено главной цели - умилостивить богов. Именно на этой земле творились самые страшные и загадочные ритуалы за всю историю человечества. Религиозными жертвами кровавых расправ были молодые красивые женщины. Жертвоприношения совершали систематически, в специально установленные дни года. Обряд начинали намного раньше самого ритуала. Сначала будущей жертве отправляли так называемые "обеты" - презенты, которые сопровождались перьевыми украшениями. Каждый раз присылали все более богатые подарки. Жертва, которой могла стать лишь молодая женщина из знатной семьи, понимала, что ее время пришло. Потом избранницу отправляли к алтарю храма, где палач вершил свое дело. Девушке топором рубили позвоночник, а потом отделяли голову с частью спины. Тольтеки не считали подобный обряд преступлением. Для них это была истинная любовь к богу. Возможно, что каменные идолы - единственные оставшиеся на земле свидетели кровавых казней.

Но если учесть, что в искусстве тольтеков преобладали военные темы, то эти каменные гиганты вполне могли изображать и древних воинов - защитников тольтекской земли. Некоторые ученые и впрямь увидели в атлантах воинов, держащих пучок стрел в левой руке и что-то похожее на копьеметалку (атлатли) в правой. Однако такая интерпретация вряд ли верна, поскольку стрелы в левой руке статуй изогнуты, а копьеметалку держали не в правой, а в левой руке. Возможно, то, что находится у статуй в правой руке, действительно может быть реальным отбойным молотком, с помощью которого добывалось, например, золото в древних шахтах. А может быть, это какой-то древний атрибут власти и могущества...

Кетцалькоатль бог атлантов?
Кетцалькоатль бог атлантов?

Правильной может оказаться любая версия, поскольку вообще определять функциональное назначение объекта лишь по внешнему сходству - дело практически безнадежное. Но именно поэтому любая догадка тут вполне допустима и не может отвергаться сходу на основе только каких-то личных предпочтений.

3. Ребус ждет своего решения

От храма Утренней Звезды ныне остались лишь руины. Но когда-то это было величественное сооружение, в недрах которого хранились сокровища - своего рода казна верховного бога тольтеков Кетцалькоатля. А воины-атланты стояли на страже этих несметных богатств. Главный город тольтекского государства хоть и был найден, многие из его кладов наверняка еще скрыты в недрах земли, под пыльными улицами нынешней Тулы.

Пирамиды в Туле, возможно, скрывают несметные сокровища атлантов.
Пирамиды в Туле, возможно, скрывают несметные сокровища атлантов.

Мексиканские археологи готовятся к масштабным раскопкам в археологической зоне Тула в центральном штате Идальго. Главная цель предстоящих работ - найти еще гигантские статуи атлантов. При проведении новых раскопок ученые недавно наткнулись на пару огромных каменных ног. "Где-то поблизости под многовековой толщей грунта прячутся недостающие фрагменты гигантских скульптур, а может быть, и много других подобных изваяний", - считает археолог Луис Гамбоа.

Комментарии (0)

Пока пусто