Публикации

Готический ребус

Готический ребус

Одно из самых красивых строений Парижа, воспетое Виктором Гюго, окутано легендами и мифами. Мистический образ Нотр-Дам-де-Пари стал мировым символом Средневековья, где магия переплелась с верой, а глубокий смысл истинного учения навечно зашифрован в скульптурах и уникальных витражах.

Собор Парижской Богоматери, величественное сооружение, способное одновременно вместить в себя до девяти тысяч прихожан, построили на западной окраине острова Сите в XII веке.

1. На месте языческого капища

За тысячу лет до Рождества Христова здесь жило маленькое галльское племя. Спустя 400 лет сюда пришли римляне, для которых остров, окруженный водами Сены, стал естественной крепостью. На месте, где ныне возвышается собор, они возвели храм Юпитера.

Когда языческие боги пали под натиском христиан, на месте языческого капища воздвигли базилику Святого Стефана - первую христианскую церковь Парижа. А спустя несколько столетий вместо нее начали строить огромный собор - высотой в 35 метров и длиной в 140 метров. Но и по сей день в самом сердце Нотр-Дам имеется проход, ведущий в галерею, состоящую из каменных барельефов, которые изображают античных богов. Именно они в свое время украшали храм Юпитера, а после стали основой для фундамента.

По легенде, необходимые инженерные знания для строительства такой махины были привезены рыцарями-тамплиерами с Востока в 1128 году. Говорят, что именно они, поселившись в подземных помещениях Храма Соломона в Иерусалиме, обнаружили там документы, содержавшие древнееврейские тайные знания, а именно - Божественные законы чисел, весов и мер. Храмовники передали их братствам, связанным с орденом, чтобы те могли воспользоваться знаниями при возведении строительных сооружений. Таким образом, тамплиеры сделали зодчих готических соборов духовными наследниками Хирама, мифического создателя Иерусалимского храма.

"Золотое число" - 1,618, названное "золотым сечением", стало основой для расчетов архитектурного шедевра. Обратившись к скрижалям Откровения и применив на практике законы "священной геометрии", зодчие тамплиеров приступили к постройке божественного памятника во славу христианского мира на французской земле.

Считается, что возведение собора также было профинансировано тамплиерами. На его постройку пошла большая часть серебра, которое храмовники добывали в Америке (есть версия, что в своих скитаниях по миру рыцари ордена пересекли океан и первыми достигли берегов этого континента). Иначе чем еще объяснить несметное количество новеньких серебряных монет, появившихся у тамплиеров в одночасье.

Первый камень в основание собора был заложен папой Александром III, и на создание каменного чуда понадобилось почти 200 лет. Средства на постройку жертвовали всем миром - от королей до проституток. Правда, последние давали деньги тайно с разрешения духовных властей.

Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в соборе торжественную службу. К 1315 году мастера закончили внутреннюю отделку, а в 1345 году была поставлена окончательная точка.

С этого момента собор стал местом, где происходили самые значимые события: коронации, царские бракосочетания и отпевания великих французов.

2. Трактат по алхимии

Собор стал местом паломничества не только представителей христианского мира, но и алхимиков и средневековых магов. Они искренне считали, что в стенах здания был зашифрован секрет философского камня.

А началось все с того, что в 1230 году епископ Гийом заказал скульпторам для украшения собора Нотр-Дам-де-Пари серию барельефов со странными символами по своим эскизам. Поговаривали, что епископ таким образом зашифровал ключ к тайным знаниям алхимиков. И тот, кто сумеет разгадать тайную символику, станет обладателем философского камня, который способен дарить вечную молодость и обращать любые металлы в золото. По легенде, сам Гийом Парижский сумел-таки получить философский камень и спрятал его в одной из колонн собора, оставив потомкам некие подсказки, с помощью которых можно отыскать магический артефакт.

Действительно, на каменных рельефах собора есть оккультные символы, которые далеки от христианских сюжетов. На одном рельефе изображена печь алхимиков, на другом женщина указывает на ворона (начало Делания в алхимической шифровке), еще есть рыцарь, указывающий на льва (алхимический символ серы), воин, побеждающий дракона (подвижный Меркурий).

Таинственные знаки, как считают последователи ордена посвященных, в соборе есть повсюду. Витражи на окнах алхимики считали книгой, в которой записаны астрологические символы. Например, в портале Девы Марии в семи кругах изображены символы семи планетарных металлов. Сама Дева Мария облачена в красный плащ, из-под которого виднеется зеленое одеяние, тогда как традиционно она должна быть одета в голубое. Интересно также, что зодиакальный цикл центрального круглого витража на фронтоне собора начинается не со знака Овна, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака Рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку Рыб соответствует планета Венера.

"Галерея царей" включает в себя 28 фигур иудейских царей. Тогда как в священном писании их всего 18. Кто эти лишние люди? А вдруг это ни что иное, как астрономический шифр: число фигур соответствует количеству дней в лунном месяце.

Еще существует легенда, в которой говорится, что архитекторы заложили в конструкции собора "замок всех замков" - тайный элемент, на котором якобы держится равновесие сооружения. Если найти потайную точку, то собор может рассыпаться, как карточный домик.

3. Мифы или правда?

Про великолепные ажурные ворота собора с фигурными железными замками существует мистическая легенда. Говорят, кузнец Бискорне, которому была поручена эта работа, был в ужасе от того, что не справится со столь сложной задачей. Тогда он обратился за помощью к самому властителю тьмы. В итоге сделки мир получил прекрасный образец кузнечного мастерства, а дьявол - душу мастера. Мастера вскоре свела в могилу неизвестная болезнь.

Не исключено, что кузнец получил свои тайные знания от рыцарей-храмовников, которые, как известно, знали секрет не только добычи металла, но и его тонкой обработки.

Под сводами собора покоятся еще две величайшие христианские реликвии. Одна из них - Терновый венец Иисуса Христа, который окольными путями в 1063 году попал в Константинополь из Иерусалима. Он был выкуплен набожным королем Людовиком IX у византийского императора Балдуина II. Узнав, что реликвия пересекла границы Франции, одетый в рубище Людовик IX пешком прошагал 20 километров, чтобы прижать к своей груди драгоценный ларец. Венец был доставлен в Париж и помещен в специально построенную часовню. В 1809 году его переместили в собор Парижской Богоматери, где он и находится по сегодняшний день.

Вторая реликвия - один из гвоздей с креста, на котором распяли Иисуса Христа (всего таких гвоздей было три или четыре - мнения расходятся). Еще один находится в соборе города Карпантра, два других - в Италии.

Правда, подлинность гвоздя из собора Парижской Богоматери Римская церковь оспаривает. Все потому, что гвоздь из собора Карпантры, по преданиям совершивший много чудес за тысячелетия, не покрылся ржавчиной. А французский аналог уже давно покрыла ржа.

4. Что помнят стены

Собор стал центром всех значимых событий страны. 18 августа 1572 года в нем состоялось венчание королевы Марго (Маргариты Валуа), католички, с Генрихом Наваррским, гугенотом. Ввиду этого факта жениха в собор не пустили, и он всю церемонию находился за дверями здания. Спустя 6 дней после этого странного бракосочетания католики уничтожили гугенотов в ходе Варфоломеевской ночи.

2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери короновали Наполеона Бонапарта, а после здесь служили молебны, чествуя его победы под Аустерлицем и Смоленском.

Во время Французской революции гробницы и витражи разрушили. Колокола собора переплавили в пушки, гробницы и надгробные плиты перелили в пули и картечь.

По распоряжению Робеспьера у статуй иудейских царей были снесены головы. В соборе оборудовали винный склад.

В 1831 году благодаря публикации романа Виктора Гюго собор снова стал центром внимания властей. В 1832 году создали комиссию по реставрации здания.

Комментарии (0)

Пока пусто