Публикации

Король железных дорог

Король железных дорог

Англоязычный термин "селфмейдмэн", что означает человека, сделавшего себя, в полной мере относится к Джорджу Пульману, изобретателю семейства вагонов, которые по старинке частенько именуют пульмановскими.

В 1831 году в семье столяра-краснодеревщика Льюиса Пульмана появился на свет сын, которого нарекли при рождении Джорджем Мортимером. Мальчишка рос смышленым, но по достижении 14 лет отец приставил его к делу: Джордж работал приказчиком в лавке дяди.

Но все переменилось, когда семейство переехало в штат Нью-Йорк. Глава семейства, несмотря на отсутствие образования, был не только мастером на все руки, но и хватким предпринимателем, поэтому он быстро сообразил, на чем можно хорошо заработать, и начал переносить неосмотрительно построенные дома в болотистой местности на возвышенности.

1. Честолюбивый юноша

Однако несмотря на то, что бизнес, который Джордж возглавил после смерти отца, оказался прибыльным, молодого человека не оставляли мысли о новых проектах. И вот одна такая идея родилась в его голове после очередной поездки по железной дороге.

В те времена этот, вид транспорта представлял собой жалкое зрелище - примитивные металлические коробки с жесткими полками. Да к тому же поезда были вынуждены стоять часами на станциях, предоставляя пассажирам возможность поесть.

И вот молодой изобретатель подумал: а почему бы не создать вагон, в котором будет пусть небольшая, но толика комфорта? Соратник в лице Бенджамена Филда был найден, и уже в 1857 году компаньоны представили пилотный проект нового вагона, в котором пассажиры могли бы путешествовать в креслах, превращающихся на ночь в кровати. Этим изобретением заинтересовались владельцы чикагского вагоностроительного завода, запустившие первую партию нового образца в серийное производство.

Расчет оправдался: простолюдины продолжали ездить в общих, а представители среднего класса охотно покупали билеты в купейные. И наконец, молодые предприниматели представили на всеобщее обозрение свое новое детище - вагон "Пионер", который сегодня называется мягким, или спальным, в сцепке с которым шел вагон-ресторан. Правда, начавшаяся Гражданская война на некоторое время отодвинула массовое производство.

2. Город будущего

Однако Джордж даром времени не терял. Став к тому времени миллионером, он решил создать свою собственную империю. И в 1867-м на свет появилась фирма "Пульман и Ко".

Начал предприниматель с того, что купил огромный земельный участок в двадцати километрах от промышленного сердца США Чикаго. Проект был амбициозным - на полутора тысячах гектаров будущий магнат планировал построить не просто производственные корпуса, а, как сказали бы сегодня, градообразующее предприятие. И действительно, в кратчайшие сроки на карте США появился моногород, или, как его назвали, Пульмантаун, с населением в шесть тысяч человек. Проживали в нем поступающие на работу и члены их семей. По сути дела "компактное поселение" представляло собой государство в государстве.

Вагон выглядел как настоящий дворец.
Вагон выглядел как настоящий дворец.

На территории Пульмантауна были не только стандартные коттеджи, но и магазины, банки, больница и церкви. А вот баров не было, поскольку хозяин ввел на территории "сухой закон". Правда, спиртные напитки в магазинах продавались, но стоимость бутылки виски определялась в месячную зарплату рабочего.

Казалось бы, ничто не предвещало краха империи.

Но наступил 1894 год, год начала экономического кризиса.

Понятно, что при таких условиях роскошные вагоны оказались невостребованными на рынке, и "королю железных дорог" пришлось сократить число работников на треть, а остальным сильно урезать зарплату. При этом арендная плата за жилье осталась неизменной. В результате рабочие начали роптать. А скоро недовольство фактически переросло в бунт. И 1 мая 1894 года на главную улицу Пульмантауна вышли сотни демонстрантов, требующих повышения заработной платы. Вызванные наряды полиции жестоко подавили выступление, и с тех пор эта дата отмечается как международный праздник - День труда.

Чтобы успокоить общественность, власти обвинили Пульмана в нарушении Конституции США, а судебные издержки настолько подорвали финансовое могущество и здоровье магната, что 19 октября 1897 года он скончался в результате инфаркта. После его смерти "Пульман и Ко" много раз меняла владельцев, поглощалась более крупными концернами, меняла названия, но до сих пор присутствует на рынке производителей железнодорожных вагонов, троллейбусов и трамваев. А моногород по решению властей был присоединен к Чикаго, став его окраинным районом.

Комментарии (0)

Пока пусто