Публикации

Крестовый поход за благодатным огнем

Крестовый поход за благодатным огнем

Священнослужители - интересные люди. В чудеса своей религии они верят без тени сомнений, а в чудеса других конфессий не только не верят, но и упорно пытаются их объяснить естественными причинами. А поскольку чудеса - важная составляющая для всех религий, то дебаты между священнослужителями разворачиваются нешуточные.

Одним из главных чудес православного христианства считается Благодатный Огонь, или Святой Свет, который зажигается неведомым образом ежегодно накануне православной Пасхи в Иерусалиме, в храме Воскресения Христова, известном так же как храм Гроба Господня. Считается, что он воздвигнут на том месте, где был сначала погребен, а потом воскрес Иисус. Церковная служба Великой субботы в этом святом месте наполнена символизмом. Она показывает в богослужебном действии события Страстей Господних - смерть, положение во гроб и Воскресение Христа. Хотя фактически во время церемонии зажигается Огонь, но священнослужители называют его Светом.

1. История тайны

Наиболее ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова датируются IV веком. А первое русское свидетельство о нем оставил игумен Даниил в 1207 году. Еще в стародавние времена очевидцы объясняли появление Благодатного Огня высшими силами и называли его чудом. Например, латинский паломник Бернард Монах в 867 году писал: "Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним". Митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа приписывал его появление не ангелам, а божьему орудию - молниям. И все очевидцы отмечали, что Огонь загорался сам по себе, без человеческого участия, поскольку в этот момент патриарх и народ находились снаружи, а иногда и вне храма.

Особенно популярными стали истории о христианском чуде после IX века, когда Иерусалим попал под власть мусульман. С одной стороны, это позволяло христианам словно бы демонстрировать: "Да, вы отняли у нас Град Христов, но у нас есть нечто такое, чего нет у вас". А с другой стороны, их питала надежда, что чудо станет своеобразной защитой для храма Воскресения, в то время как мусульмане обращали церкви в мечети. Однако мусульманам очень не нравилось, что христиане, используя чудо, вербуют новых адептов своей религии. Когда в храме появлялся Благодатный Огонь, начинали раздаваться громкие крики: "О, примкните к вере Креста!", а священники возносили кресты над толпой. Уже тогда у мусульман стала популярной версия, объясняющая христианское чудо ловкостью рук их священнослужителей и невидимыми нитями, пропитанными маслом бальзамового дерева.

Халиф аль-Хаким би-Амр-Аллах в 1009 году, получив донесение, что христиане в день Пасхи дурят народ демонстрацией Благодатного Огня, который они добывают хитростью, повелел разрушить храм Гроба Господня в Иерусалиме и отдал на разграбление все имущество, что было в нем. Говорят, что ответом христиан на это решение стали крестовые походы.

Позже византийский император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма, и схождение Благодатного Огня продолжило удивлять людей и ввергать христиан в священный трепет. В XII веке сложился ритуал получения Благодатного Огня практически в его нынешнем виде. Теперь люди стали присутствовать при его появлении в Кувуклии (небольшой купольной часовне желто-розового мрамора в центре храма Гроба Господня).

2. Фиаско янычар

Мусульмане не оставляли попыток раскрыть тайну христианского чуда и доказать, что схождение Благодатного Огня - надувательство. Благодаря этому до наших дней дошли старинные описания его ритуала.

Историк из Дамаска Ибн ал-Каланиси писал в середине XII века: "Когда они находятся на Пасху там (христиане)... то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом... Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров, пока нить не пройдет ко всем лампадам... Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь и зажглись лампады".

Эту версию продолжали развивать и усовершенствовать еще долго. В XIII веке ал-Джаубари присовокупил к ней деталь в виде потайной шкатулки в своде купола. Якобы эта шкатулка заполнена серой, воспламеняющейся в нужный момент.

Но фактического подтверждения все эти версии не получили. "Разоблачители" десятилетиями посещали церемонию схождения Благодатного Огня, но никто из них не смог обнаружить ни промасленных нитей, ни шкатулки с серой. К установлению истины подключились светские власти. Когда Иерусалим находился под сенью турецкого султана, патриарха обыскивали перед входом в кувуклию янычары. За пронос предметов для извлечения огня ему грозила смертная казнь. Сейчас подобный досмотр стал уже частью ритуала. Патриарх в присутствии израильской полиции раздевается до подрясника, чтобы было видно, что он не проносит с собой ни спичек, ни зажигалки.

Но не только мусульмане отказывались признавать Благодатный Огонь чудом. Католическая церковь еще в 1238 году "открестилась" от этого обряда, когда папа римский Григорий IX официально отказался признавать его чудотворным.

Поэтому схождение Благодатного Огня осталось православным ритуалом, и проводят его православные священники. И у них за века сложились определенные роли.

3. Особенности церемонии

Некогда главная роль в церемонии, можно сказать, продавалась. Например, в XVII веке "титульным спонсором" храма Гроба Господня был царь Эфиопии, больше всех жертвовавший денег на содержание христианской святыни. Поэтому первым в храм за Светом входил эфиопский священник, потом армянин и уже третьим грек.

Еще одной загадкой храма Гроба Господня является находящаяся в нем рассеченная колонна. Она тоже считается святыней, многие паломники оставляют в трещине записки. О происхождении трещины существует немало легенд. Одно из наиболее упоминаемых преданий о том, как армянам за очень большие деньги удалось выкупить у мусульманского правителя Иерусалима право на эксклюзивное проведение церемонии. Представители других церквей вынуждены были остаться на улице. Армянский католикос простоял во Гробе Господнем более суток, но Благодатный Огонь так и не зажегся. И вдруг с неба ударил луч, как это обычно бывает при сошествии Огня, и попал точно в колонну, рядом с которой молился константинопольский патриарх. Из колонны брызнули огненные сполохи, зажегшие свечи людей, стоящих на площади.

В конечном итоге от "аукциона" отказались, и роли в церемонии строго расписаны.

Сначала два священника и представитель власти осматривают Кувуклию, после чего опечатывают двери в нее. После этого в храм вбегают молодые люди, которые, как наездники, сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы Он даровал православным Благодатный Огонь. Потом хранитель Гроба вносит в Кувуклию накрытую колпаком лампаду. Когда он выходит, появляется торжественная процессия во главе с греческим патриархом, который вместе с армянским католикосом и израильским полицейским входит внутрь кувуклии. Там они дожидаются схождения Благодатного Огня. Когда он зажигается, в храме раздается колокольный звон. А из окошек Кувуклии патриарх и католикос раздают паломникам пучки горящих свечей. Удивительно, но Благодатный Огонь не обжигает, поэтому паломники традиционно умываются им.

Они ликуют и радуются. Считается, что тот день, когда Святой Огонь не сойдет, будет последним для людей, находящихся в храме, а сам храм будет разрушен.

4. Божья энергия

Попытки разгадать тайну Благодатного Огня не прекращаются и по сей день.

Российский физик Андрей Волков произвел замеры электромагнитного излучения в храме в момент схождения Благодатного Огня. Приборы зафиксировали длинноволновой импульс. Но можно только гадать, чем он вызван: Божьей волей или сгустком энергии, сгенерированной многочисленными паломниками?

Комментарии (0)

Пока пусто