Публикации

Крушение под Кукуевкой

Крушение под Кукуевкой

В книгах писателей XIX века, например Чехова, Гаршина, Толстого или Салтыкова-Щедрина, нередко можно было встретить фразы типа: "Ну чистая кукуевщина!". Появлению этого эпитета способствовало крушение поезда возле деревни Кукуевка, после чего производное от ее названия стало обозначать железнодорожников, а также катастрофическую ситуацию.

29 июня 1882 года от платформы Курского вокзала Москвы медленно отошел поезд. Провожающие, оставшиеся на перроне знакомые и родственники, да и просто праздные зеваки (все-таки в то время железная дорога была еще редкостью) махали руками, посылали воздушные поцелуи. Предвкушали экзотическое приключение и пассажиры. Но ни те, ни другие не знали, что это путешествие станет для многих поездкой на тот свет.

1. Неожиданная трагедия

А в четыре часа утра следующего дня управляющего Московско-Курской железной дорогой Шестакова разбудил курьер из министерства. Был он бледен и все, что мог вымолвить, так это: "Беда, Константин Иванович! Пассажирский попал в крушение! Приказано немедленно выехать на место!".

Уже на вокзале, где стоял готовый к отправлению поезд для доставки к месту происшествия членов государственной комиссии, Шестаков узнал некоторые подробности: в районе 316-го километра железной дороги на перегоне Чернь-Мценск в образовавшуюся под полотном промоину рухнул поезд. Есть погибшие и раненые. Сколько - придется уточнять на месте.

Литерный поезд несся на всех парах и уже через пять часов был на месте трагедии. Зрелище, представшее взору чиновников, было ужасным. Влетевший в ловушку паровоз с первым вагоном успел проскочить. Отцепились и три последних. А вот семь остальных, находившиеся в середине состава, рухнули в огромную яму, образовавшуюся на месте насыпи. Раненых уже развезли по земским больницам, к месту происшествия прибывали воинские подразделения, готовые начать поисково-спасательные мероприятия.

2. Коварный ливень

Так что же стало причиной катастрофы? А произошло следующее. Накануне происшествия по всей губернии шли проливные дожди, причем не прекращались они почти сутки, а количество влаги, сброшенной с небес, составило по тем меркам 140 тысяч ведер на гектар. Ситуацию усугубило еще и то, что близлежащая местность была пересечена балками и оврагами, по которым потоки и ринулись в сторону железнодорожной насыпи. Да, уже тогда при строительстве под магистралями прокладывали водоотводные трубы, но нормативов того, каким именно должно было быть сечение сливов, не существовало. В результате принесенные мощными потоками воды камни и земля практически закупорили трубу. Еще немного - и напор просто вырывает ее из-под насыпи и тащит дальше, вниз по склону оврага, железнодорожное полотно провисает над все расширяющейся пропастью.

А через десять минут в эту природную ловушку влетает пассажирский поезд. Катастрофы можно было бы избежать, поскольку за полчаса до нее тем же маршрутом проследовал еще один поезд, и его машинист, увидев бурлящие потоки воды, почувствовал неладное. Поэтому по прибытии в Чернь он сразу поставил в известность станционное начальство. Вот только передать в Мценск тревожное предупреждение не удалось - телеграфные линии тоже были выведены из строя разбушевавшейся стихией.

Прибывшим на место происшествия военным и добровольцам из числа местных жителей удалось спасти жизни 35 человек. А вот трупы еще 42 пассажиров пришлось выкапывать из глины больше двух недель. В числе погибших оказался и племянник писателя Ивана Тургенева. После анализа причин катастрофы в железнодорожном ведомстве пересмотрели нормативы использования дренажных труб, и больше аварий по этой причине не случалось.

3. Эти хрупкие железные дороги

Впрочем, катастрофы на насыпях случались и ранее, до описанного случая. В декабре 1875 года на Одесской железной дороге в районе Тилигульской насыпи лопнул рельс. Обходчик повреждение заметил и вызвал ремонтную бригаду. К сожалению, тогда в расписаниях движения поездов не существовало "окон", во время которых путейцы проводят работы. Да и согласования графика проведения этих работ не существовало.

Погода стояла морозная, поэтому рабочие, отвинчивая гайки, не только утомились, но и замерзли. И тогда было принято решение сделать перерыв, а заодно отогреться в будке обходчика. Но только они расположились около печки, как раздался страшный грохот. Это воинский эшелон, следующий на фронт, въехал на участок пути, лишенный рельса, и полетел под откос с 25-метровой высоты. В результате аварии более 100 солдат и офицеров погибло и почти столько же оказалось на госпитальных койках.

Комментарии (0)

Пока пусто