Публикации

Оклеветанный царь

Оклеветанный царь

В советской исторической энциклопедии о царевиче Иване Ивановиче, старшем сыне Ивана Васильевича Г розного, сказано следующее: "Участвовал в ряде походов своего отца и в проведении опричной политики; известен, как и отец, своей жестокостью; ему приписывается составление второй редакции жития Антония Сийского; погиб от удара в висок, который нанес ему посохом с металлическим наконечником во время ссоры отец". Но откуда такая категоричность?

Так называемое царственное убийство сына Ивана Грозного, которого тоже звали Иваном, случилось в 1581 году. А родился царевич в 1554 году, то есть он прожил полных 27 лет. Иван Иванович в государственных делах замечен не был. Однако оставил свой след в литературе, он составитель жития святого Антония Сийского. Правда, делалось это по просьбе монахов, да и при отце-тиране поневоле станешь переписывать и редактировать жития святых.

1. В ореоле мученика

Ранняя и насильственная смерть придала царевичу черты мученика. Эта нелепая смерть наложила отпечаток на восприятие образа Ивана Ивановича современниками и потомками.

Многие помнят картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Именно так, а не "Иван Грозный убивает своего сына", называется картина Репина. Якобы во время ссоры царь Иван сильно осерчал на сына, схватил посох и ударил молодого человека железным наконечником по голове. Удар пришелся в висок (помните, на картине изображена кровь?) Итак, удар посохом в висок... Насколько известно из медицины, такой удар должен быть смертельным. И смерть от подобного удара наступает в ближайшие пару часов... Но для Ивана Ивановича пара часов растянулась на 11 суток! Следовательно... Да, именно так. Удар в висок из этого списка исключается.

Существует еще и другая версия, согласно которой мы видим заговор глазами Поссевино, итальянского иезуита, который находился в ту пору в Москве по приглашению самого царя Ивана и с благословения римского папы. Антонио был убежден, что на его плечи возложена великая миссия объединения католической и православной церквей, хотя Грозный возложил на Поссевино другую миссию - закончить не позорно для него Ливонскую войну, которую царь, честно говоря, уже проиграл. Поссевино из кожи лез, чтобы ради единения церквей замирить враждующие стороны! А Иван Васильевич... лишь делал вид, что после мира Москва примет Флорентийскую унию! А потом вдруг оказалось, что единства не будет, да еще и наследник престола лежит при смерти. Поссевино был уверен: царь Иван разгневался из-за политических и религиозных разногласий с сыном, вот и результат. Поводом ссоры послужило поведение третьей (!) жены царевича: свекор застал невестку в одной рубахе (в палатах было душно), разъярился и исколотил ее посохом так, что у несчастной случился выкидыш. Сын бросился на помощь жене и получил страшный удар посохом по голове. Следствием этого удара, страдания от потери ребенка, страха за жизнь жены и стала последующая смерть. Поссевино считал, что царевич пострадал потому, что втайне склонялся к католичеству.

Но можно ли верить человеку, жестоко обиженному на царя? А ведь Грозный обвел Поссевино вокруг пальца, аки младенца несмышленого. Вот иезуит и отомстил ему в своих записках.

2. Родительские тумаки

Третья версия смерти царевича, выдвинутая современниками царя, такова - Иван не убивал своего сына. Да, царь нередко его поколачивал в силу взрывного темперамента, но это были обычные тумаки, без членовредительства. И невестку, возможно, поколачивал... слегка. Но на то ведь и глава семейства! Да убоится жена мужа своего, также и сын убоится... иначе олухом вырастет. Нет, умер Иван не от посоха отца, а от яда иезуитов. Сперва это проклятое римское отродье одурманило мысли царевича, а потом и вовсе стало изводить его ртутью и мышьяком. И умер царевич от отравления. Предельная норма содержания яда в останках царевича превышена в несколько раз и по ртути, и по мышьяку.

И еще - если царь убил сына, то почему рыдал и рычал от ярости над его телом? Что это было? Раскаяние? Отчаяние? Признание вины? Или простое человеческое горе?

Истину мы, конечно, не знаем. И вряд ли узнаем. Но кое-какие очертания правды возникают после прочтения переписки самого Ивана Грозного. Не отрицая ссоры и последующего столкновения с сыном, он сообщал своим отъехавшим боярам, что в тот самый день, как они покинули Александровскую слободу, где проводили осень члены царской семьи, Иван Иванович занемог, разболелся и не встает с постели, потому ему, царю, покидать больного никак невозможно. А очевидец несчастия врач Горсей сообщал, что болезнь царевича приключилась от сильного удара царским посохом в ухо. Вполне вероятно, что кровоизлияние в мозг лечили верным средневековым способом - с помощью ртути и мышьяка... Во времена Грозного ртуть и мышьяк входили в состав самых разных лекарственных препаратов.

Так что можно предположить, что царская ярость нанесла физические повреждения, а лекари довершили начатое ртутными мазями и примочками для рассасывания гематом, а употребление капель, содержащих мышьяк для улучшения пищеварения и предотвращения тошноты, помогло царевичу ослабеть и в конце концов покинуть сей бренный мир. На вопрос, что же убило царевича Ивана - яд или посох, можно сказать, что и то, и другое. И практически в равной степени.

Комментарии (0)

Пока пусто