Публикации

Падение "Пахтакора"

Падение "Пахтакора"

11 августа 1979 года стало траурной датой не только в истории гражданской авиации СССР, но и для советского спорта. Именно в этот день в небе над Украиной произошла страшная авиакатастрофа, унесшая жизни 186 человек - мужчин, женщин, детей и членов экипажей двух авиалайнеров. Были в их числе и футболисты ташкентского клуба "Пахтакор".

Утром того дня в столичном аэропорту Узбекистана в числе 84 пассажиров на борт Ту-134, следующего по маршруту Ташкент - Минск, поднялась команда "Пахтакор", которой предстоял матч со своими соперниками из белорусского "Динамо".

1. Рейсы на тот свет

Сделав посадку в Донецке для дозаправки, лайнер снова взмыл в небо. А пересекающимся с ним курсом летела "тушка" из Челябинска, конечным пунктом посадки которой был Кишинев.

В 13.20 по московскому времени оба самолета вошли в зону контроля Харьковского центра управления воздушным движением. На тот момент в зале находились на дежурстве шесть диспетчеров, в числе которых были Николай Жуковский, проработавший на этой должности всего четыре месяца, и Владимир Сумской, являвшийся, по сути дела, наставником своего молодого коллеги. Кроме того, действия молодого спеца должен был контролировать старший смены Сергеев, что, кстати, было нарушением служебных инструкций - ведь он, помимо этого, "вел" еще и свои самолеты.

Воздушная обстановка в зоне в этот день выдалась напряженной. Погода-то стояла хорошая, но в соответствии с указанием свыше был освобожден один из трех воздушных коридоров. По одной из версий, это было связано с пролетом правительственного Ил-62 с секретарем ЦК КПСС Константином Черненко на борту, который отправлялся в Крым для встречи с генсеком Брежневым.

По другой, "зеленый свет" дали самолету, на котором с той же целью летел первый секретарь Монгольской народно-революционной партии Юмжайгин Цеденбал.

Что произошло дальше и поныне хранится под грифом "секретно". Но, так или иначе, с земли последовала команда белорусскому экипажу занять эшелон на высоте 10 тысяч метров. Однако почему-то указание на свой счет принял экипаж другого лайнера, следующего в Ташкент. А два борта продолжали сближение на одной высоте.

Пилоты осознали опасность, только когда между самолетами, вынырнувшими из облаков, оставалось не больше десяти километров. Но сделать уже было ничего нельзя. Жители деревни Куриловка, над которой произошло столкновение "металлических птиц", до сих пор с ужасом вспоминают тот день, когда на их головы стали падать кресла, части корпуса, чемоданы и трупы пассажиров. Самолет, следовавший в Минск, пострадал меньше, и командир корабля, начав экстренное снижение, удерживал управление лайнером до высоты 4500 метров, но потом машина ушла в пологое пике. Разгерметизация корпуса привела из-за резкого перепада давления к разрыву легких.

2. Назначили крайними

Первыми на месте происшествия оказались местные жители. Довольно быстро из Днепродзержинска прибыли две машины дезинфекционный станции и сотрудники КГБ. А вот полк гражданской обороны из Верховцева прибыл для выполнения основных поисковых мероприятий только на следующее утро.

Солдаты, одетые в зимнюю форму (тридцатиградусная жара способствовала разложению человеческих останков и, как следствие, спровоцировала нашествие насекомых), начали прочесывание местности. Полусожженные останки мужчин, женщин, детей складывали в отдельные кучи. Отдельная площадка была отведена для сбора фрагментов разрушенных авиалайнеров.

Следствие и суд длились недолго - всего девять месяцев. Виновными в происшествии были названы диспетчеры Николай Жуковский и Владимир Сумской, которых суд приговорил к 15 годам тюремного заключения каждого. Сумской отсидел шесть с половиной лет и по амнистии был условно-досрочно освобожден. Выйдя на свободу, он работал на стройках, слесарем, охранником в Харьковском аэропорту. Любопытно, но ни старший смены Сергеев, ни чиновники рангом повыше к уголовной ответственности привлечены не были. Безмерно повезло дублирующему составу команды, который вылетел в Минск на день раньше, а также главному тренеру Олегу Базилевичу и массажисту Анатолию Дворникову. Первый, отпросившись у начальства, улетел за два дня до трагедии в Сочи навестить семью, а второй после празднования своего дня рождения накануне просто проспал.

Практически всех погибших членов команды похоронили на Боткинском кладбище в Ташкенте, установив на мемориале обелиск. Еще два памятных знака были установлены на месте катастрофы - один в память обо всех погибших, а еще один - "хлопкоробам" (так с узбекского переводится "пахтакор") в деревне Куриловка. К сожалению, обновленной команде не удалось удержаться в высшей лиге чемпионата СССР по футболу.

Комментарии (0)

Пока пусто