Публикации

Пассажиры под прицелом

Пассажиры под прицелом

30 июня 1962 года от взлетно-посадочной полосы иркутского аэропорта "Белая" оторвался лайнер Ту-104 и взял курс на Москву. На борту было 8 членов экипажа и 62 пассажира, в том числе 14 детей. Через семь минут полета, в 16:50 по московскому времени, контроль за полетом самолета приняла диспетчерская служба Красноярской воздушной зоны. А еще через три минуты в эфире зазвучал истерический голос второго пилота: "Красноярск, я борт 42 370, следите за мной!" А потом наступила зловещая тишина.

Турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104 в те годы по праву считался гордостью советской науки и техники.

1. Лайнер для генсека

Во второй половине 50-х годов прошлого столетия "тушка" являлась единственным в мире самолетом дальнего магистрального направления, поскольку полеты западного "старшего брата", "Кометы", были приостановлены из-за поломок, приводивших к созданию аварийных ситуаций. Да к тому же Никита Сергеевич Хрущев мечтал наносить свои визиты, передвигаясь исключительно только на таком самолете.

Но, справедливости ради, стоит отметить, что этот летательный аппарат был далек от совершенства. Летчики "Аэрофлота" не очень любили эту "железную птицу", поскольку она, по причине большого веса, была плохо управляема. Всего же за время эксплуатации "сто четвертого" (до 1981 года) произошло 37 инцидентов с участием этого воздушного судна по причине технических неполадок. Но описываемый полет в этом ряду стоит особняком.

Итак, через час после полета не только прервалась радиосвязь с лайнером, но и сам он исчез с экранов диспетчеров. Объявили тревогу, в воздух поднялись вертолеты. Вскоре обломки самолета обнаружили в лесном массиве в 28 километрах восточнее села Вознесенка. Специалисты отвергли версию о гибели воздушного судна по причине метеоусловий.

Второй версией было то, что причиной катастрофы стал пожар, начавшийся либо в салоне, либо в кабине пилотов: дескать, он-то и вывел из строя оборудование. В те времена "черных ящиков", которые фиксировали бы и переговоры пилотов с землей, и регистрировали параметры бортовых приборов, не существовало. Это вызывало определенные сложности.

И тут специалисты обнаружили кусок дюралюминиевой оболочки фюзеляжа, который почему-то оказался внутри пассажирского салона. Более того, в нем было пробито отверстие диаметром 20 сантиметров, а сам металл оплавлен с внутренней стороны. Боевой летчик сразу же понял, что стало причиной гибели лайнера - поражение ракетой!

2. Стрельба по "воздушным извозчикам"

Эта версия подтвердилась. В тот последний рейс борта 42 370 в части ПВО, расположенной недалеко от трассы, в районе поселка Маганский, проводились учебные стрельбы. Зенитный комплекс произвел залп по учебным целям, но почему-то система наведения боеголовки одной из ракет дала сбой и определила в качестве объекта атаки Ту-104. Цена признанной техногенной катастрофы - 84 человеческие жизни.

Но, как водится, в тот раз никого не наказали. Катастрофу признали трагической ошибкой и дело закрыли.

В самом деле, не судить же ракету! А то, что за пуск ракеты отвечают конкретные люди, об этом предпочли забыть.

Впрочем, и в последующие годы поступали точно также.

3. Трагические ошибки

4 апреля 1963 года просчеты системы ПВО стоили жизни 67 пассажирам и членам экипажа самолета Ил-18 в районе города Чистополь.

22 января 1973 года ракетой класса "земля - воздух" был поражен заходящий на посадку аэропорта Перми Ан-24. Тогда погибли все 44 человека, находившиеся на борту, причем четверо выживших после аварии скончались от переохлаждения. Последний подобный инцидент с участием вооруженных сил произошел на постсоветском пространстве 4 октября 2001 года. Тогда на Украине военные проводили учения с использованием зенитно-ракетного комплекса С-200.

Трудно сказать, как такое могло случиться, но самолет Ту-154, следовавший курсом из Тель-Авива в Новосибирск над Черным морем, получил удар ракетой в борт и канул в море вместе с экипажем и пассажирами - погибли 78 человек.

"Ни Украину, ни украинцев, ни меня лично не радует то, что происходит вокруг этой трагедии. Технически это невозможно, хотя теоретически возможно все. Конструкция и производство ракеты - российские", - сказал по этом поводу тогдашний президент Кучма. К чему был этот намек, так никто и не понял.

Комментарии (0)

Пока пусто