Публикации

Перл-Харбор на Сухой Речке

Перл-Харбор на Сухой Речке

Война в Корее, в которой приняли участие более 2 миллионов человек и в которой вооруженные силы США потеряли больше военнослужащих, чем во Второй мировой войне, ныне почему-то незаслуженно забыта. А ведь в ней были эпизоды, когда мир стоял на грани новой мировой войны с применением ядерного оружия. Одним из поводов для начала войны мог стать налет американской авиации на советский военный аэродром Сухая Речка, расположенный в 165 км от Владивостока.

Это ЧП произошло 8 октября 1950 года в 16:17 по местному времени. На полевом аэродроме Сухая Речка, принадлежащем авиации Тихоокеанского флота, временно базировались истребители P-63 "Кингкобра" 821-го истребительного полка 190-й истребительной дивизии. Самолеты эти были получены в свое время по ленд-лизу из США.

1. Среди бела дня...

"Кингкобры" перебросили на полевой аэродром из-за военного конфликта, вспыхнувшего рядом с границами СССР. Истребители должны были отразить возможное нападение авиации США на 130-миллиметровые орудия батарей Хасанского сектора береговой обороны. Но, как оказалось, полк не смог защитить даже аэродром, на котором они базировались.

"Кингкобры" стояли открыто, как на параде, выстроившись в линейку вдоль взлетно-посадочной полосы.

Поэтому полной неожиданностью стало появление в небе над аэродромом двух реактивных истребителей-бомбардировщиков F-80C "Шутинг Стар" из 6149-го авиакрыла тактической поддержки ВВС США. Эти самолеты вылетели с базы Тэгу на юге Кореи и направились к границам СССР. Они углубились почти на 100 км на советскую территорию и на бреющем полете подошли к советскому аэродрому.

2. Разбор полетов

"Шутинг Стары" с ходу начали штурмовку выстроенных на ВВП советских "Кингкобр". Каждый F-80C был вооружен шестью пулеметами калибра 12,7 мм с боезапасом 1800 патронов и двумя мелкими осколочными бомбами.

Несмотря на, можно сказать, полигонные условия, янки удалось повредить лишь семь из двадцати стоявших на линейке истребителей. Причем только один из поврежденных P-63 загорелся и был уничтожен. Остальные шесть "Кингкобр" были впоследствии отремонтированы и снова вошли в строй.

К большому счастью, все обошлось без человеческих жертв.

Уже на следующий день после налета на аэродром, 9 октября 1950 года, тогдашний министр иностранных дел СССР Андрей Громыко выступил с официальным протестом в ООН. В ноте протеста инцидент именовался "вероломным нарушением советских границ", "провокационным актом". СССР потребовал, чтобы виновные понесли наказание.

В Белом доме началась паника. Президент Трумэн, для которого нападение американских самолетов на советский аэродром стало громом среди ясного неба, уже считал часы до начала обмена ядерными ударами с СССР. И тогда, спустя одиннадцать дней после инцидента, Трумэн выступил с обращением к ООН, в котором признал вину США и заявил, что "правительство США желает публично выразить сожаление по поводу того, что американские вооруженные силы оказались замешанными в этом нарушении советской границы", и что правительство США "готово предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности". Он также заявил, что командир полка ВВС США освобожден от занимаемой должности, дисциплинарные меры приняты по отношению к пилотам: летчики были преданы военному трибуналу, отстранены от полетов и переведены в другие части. В конечном счете инцидент было решено замять.

3. Наше досье

Историки до сих пор спорят, что это было - ошибка американских пилотов, "заблудившихся" в небе, или "разведка боем" - проверка боеготовности советских ПВО и ВВС. Вообще же, во времена войны в Корее американские самолеты не раз вторгались в воздушное пространство СССР и, в отличие от разгильдяев Сухой Речки, получали жестокий отпор.

Вот хроника необъявленной советско-американской воздушной войны.

8 апреля 1950 года американский разведчик нарушает рубежи СССР в районе военно-морской базы в Либаве. Четверка истребителей Ла-11 сбивает разведчика со всем экипажем из десяти человек.

В мае 1950 года два истребителя F-51 "Мустанг" в небе над Чукоткой встречаются с парой Ла-11. В бою сбит один "Мустанг".

В декабре 1950 года пара МиГ-15 в Приморье сбивает над морем разведчик РБ-29.

7 октября 1952 года "Суперкрепость" Б-29 вторгся в небо над Курилами, открыл огонь из своих пушек по двум патрульным МиГам и был тут же уничтожен.

Комментарии (0)

Пока пусто