Публикации

Победители "царя вселенной"

Победители "царя вселенной"

Этот народ, кочевавший когда-то на территории Южного Казахстана, Киргизии и прилегающих регионах Средней Азии, навсегда исчез в глубинных пластах истории. Однако это единственная группа кочевников, о жизни которой в середине I тысячелетия до н. э. имеются более или менее значительные письменные источники.

Древнейшие известия о многочисленных скифских племенах содержатся еще в персидских клинообразных надписях. Но восточные авторы не знали названий "скиф" и "массагет". Отец истории Геродот (V в. до н. э.) отмечал, что "персы всех скифов называют саками".

1. Воинственные солнцепоклонники

Сообщения античных авторов о скифах также отрывочны, но более подробны и многочисленны. Греческие историки и писатели различали в Средней Азии две группы кочевников: саков и массагетов. Сегодня разграничить территории их обитания нелегко: ученые обычно считают, что массагеты кочевали между Каспийским морем и Яксартом (Сырдарьей), а также к западу от Окса (Амударьи).

Кочевья же саков простирались далеко на восток, захватывая долины Таласа, Чу и Или, высокогорные пастбища Алая, Памира, Ферганы и Тянь-Шаня.

О том, что скифы являются выходцами из Азии, писал и Геродот. В труде "История" он приводит три версии их происхождения, но выражает свое согласие только с третьей: "Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда силой, скифы перешли Араке и прибыли в киммерийскую землю". Описание скифов продолжает греческий географ Страбон: "Большинство скифов, начиная от Каспийского моря, называются даями (дахами). Племена, живущие восточнее последних, носят названия массагетов и саков, прочих же называют общим именем скифов, но у каждого племени есть свое особое имя. Все они в общей массе кочевники".

По одежде и по образу жизни среднеазиатские скифы ничем не отличались от скифов Северного Причерноморья. Современники справедливо называли их пастухами. Наряду с овцами саки разводили лошадей. Их одежда (штаны, войлочные шапки) также напоминала скифскую, а домашняя утварь была приспособлена к кочевой жизни. По словам Геродота, они ничего не сеют, питаются мясом и молоком домашних животных, а также рыбой, которую им в изобилии доставляют местные реки.

По уровню развития массагеты отставали от скифов. У них имелись многочисленные элементы матриархата, в частности, пережиточные формы группового брака. Они "пользуются женами других людей", - писал по этому поводу Геродот. А греческий историк Ктесий (около 400 г. до н. э.) особо подчеркивал, что сакские женщины весьма отважны и всегда помогают мужчинам в военных опасностях.

О религии массагетов почти ничего не известно. До нашего времени дошли лишь сведения, что они поклонялись солнцу и приносили в жертву лошадей. Геродот также описывает странный обычай, подразумевающий ритуальный каннибализм: "Когда человек достигает преклонного возраста, его родственники собираются вместе и приносят его в жертву вместе с животными; потом они варят мясо и поедают его".

2. Страшная клятва Томирис

Высшей формой политической организации у массагетов были многочисленные и сильные в военном отношении союзы племен. Страбон писал: "Они прекрасные наездники и пешие воины; вооружены луками, мечами, панцирями, бронзовыми боевыми топорами; в сражениях они носят золотые пояса и головные повязки. Уздечки и перевязи у лошадей у них из золота... Это люди самобытные, дикие и воинственные, однако при деловом общении честные и не обманщики".

В войске кочевников основную роль играла конница, но наряду с нею имелась и пехота. Военное могущество позволяло им совершать постоянные набеги на более богатых соседей. В свою очередь, это вызывало ответную реакцию и побуждало персидских владык периодически проводить в Средней Азии карательные экспедиции против них.

Первым, кто решился покорить кочевников, был основатель державы Ахеменидов - знаменитый царь Кир Великий. Завоевав всю Переднюю Азию и сокрушив могущество Вавилона и Лидии, Кир объявил себя "царем четырех стран света и Вселенной". Готовясь к походу в Египет, персидский владыка решил обезопасить свои восточные границы, а заодно и прославить себя еще одной легкой победой над полудикими соседями.

Персия при Кире Великом.
Персия при Кире Великом.

Мнивший себя сверхчеловеком, которому всегда сопутствует удача, Кир решил покорить скифов Средней Азии без боя. Для этого он отправил к вдовствующей царице массагетов Томирис послов с предложением сватовства. Но, благоразумно рассудив, что Киру нужна не она, а ее царство, царица отказалась от этого "лестного" предложения. У персидского царя остался один путь - война. На границе скифских земель стала концентрироваться персидская армия.

В 529 г. до н. э. войско персов подошло к реке Араке и начало строить понтонные мосты для переправы. Наблюдавшая за приготовлениями персов Томирис отправила Киру гонца. Она предложила царю персов отступиться от своего намерения и сохранить шаткий мир. На военном совете мнения персидских военачальников по этому поводу разделились. Последнее слово осталось за Киром, и он принял решение перейти в скифскую землю, ибо не пристало живому богу отступать перед женщиной.

Переправившись через Араке, Кир применил тонко рассчитанную военную хитрость. Пройдя немного вперед, он оставил в степи слабосильных и неопытных воинов, приказав приготовить для них роскошное угощение. Для этого было приготовлено множество заморских яств и выставлено огромное количество сосудов для вина. После этого под видом вылазки царь с лучшей частью войска отступил обратно к реке и принялся ждать.

Расчет был точен. Уверенные, что персидский царь бежал и его лагерь остался им в награду, массагеты стремительно ворвались в него и, несмотря на ожесточенное сопротивление персов, перебили оставленных воинов. Увидев же захваченные яства, они сразу же уселись пировать. Однако бесстрашные кочевники не знали коварства винных напитков и быстро опьянели. Этого момента только и ждал Кир. Он сразу же обрушился на лагерь. Большая часть массагетов была перебита, другие попали сонными в плен. Пленен был и сын царицы Томирис - Спаргапис.

Обезумевшая от отчаяния мать прислала Киру очередное грозное послание, в котором потребовала освободить сына, захваченного в плен таким недостойным способом. Проклиная виноградную лозу, лишающую людей рассудка, Томирис поклялась, что если Кир не выполнит ее требования, она напоит его человеческой кровью и таким образом утолит его кровожадность.

Плен считался у массагетов высшей степенью позора. Поэтому, когда Спаргапис осознал, что он в руках врагов, то попросил хотя бы освободить его от оков. Когда это было исполнено, юноша сразу же наложил на себя руки. Узнав об этом, Томирис собрала все оставшиеся силы и напала на персов. И та, и другая стороны дрались с крайним мужеством, презирая смерть. Когда был исчерпан запас стрел, в ход пошли копья, мечи и кинжалы. Но одолеть массагетов в открытом бою было практически невозможно, и в итоге почти все персидское войско пало на поле битвы. Погиб и сам Кир. Томирис приказала найти тело персидского царя. Ее телохранители отсекли Киру Великому голову и бросили ее к ногам царицы. Приподняв голову за волосы и посмотрев в мертвое лицо когда-то непобедимого владыки, Томирис засунула ее в мех для вина, заполненный человеческой кровью. Таким образом, она исполнила свою клятву - напоила Кира досыта тем, к чему он так безрассудно стремился.

Союз сакских и массагетских племен был весьма силен в военном отношении. Набеги этих кочевников постоянно угрожали цветущим земледельческим оазисам Средней Азии. Одновременно они держали в постоянном напряжении восточные границы Мидийского царства, а затем и Персидской державы Ахеменидов. Беспокойное соседство постоянно сопровождалось малыми и большими войнами, столкновениями и набегами. Однако из этих непростых отношений в истории остался лишь бесславный поход Кира и кровавая месть Томирис.

Комментарии (0)

Пока пусто