Публикации

Подлодка для Наполеона

Подлодка для Наполеона

В 1814 году после поражения в войне с Россией французский император был низложен и отправлен в ссылку на остров Эльба, находящийся в Средиземном море. Однако, сумев обмануть приставленных к нему комиссаров, Наполеон в 1815 году с помощью своих солдат захватил стоявшие в порту корабли и высадился во Франции. Популярность императора в народе оказалась настолько высока, что ему нигде не оказали серьезного сопротивления. И все же 18 июня 1815 года его войска потерпели поражение.

После этого Наполеон сдался в плен англичанам и был отправлен в ссылку на остров Святой Елены в южной Атлантике. Это совсем маленький кусочек суши, на котором в то время проживали около 6 тысяч человек.

1. Грандиозные планы

Надо признать, что Наполеон не был бы самим собой, если бы не попытался сбежать из заточения. Он постоянно разрабатывал варианты побега с острова Святой Елены. У Бонапарта были сторонники, которые тоже не сидели сложа руки. Признаться, их замыслы имели грандиозный размах!

Еще в 1797 году американский конструктор Фултон направил в Директорию письмо с предложением уничтожить английский флот из-под воды с помощью особых аппаратов, способных плыть на глубине.

С изобретателем заключили контракт, он взялся за работу, а уже в мае 1800 года подводное судно спустили на воду. Оно имело в длину 21 фут и 4 дюйма, ширину 7 футов, при наличии 3 иллюминаторов, которые позволяли визуально ориентироваться. Для движения под водой использовался винт из четырех лопастей, который через систему передач крутили два матроса. Подводную лодку назвали именем морского моллюска "Наутилус". Он принял участие в действиях против английского флота, а 12 сентября вышел из Гавра и после трех дней автономного плавания, преодолев 50 миль, дважды пытался подвести мины под днища британских кораблей. Но из этой затеи ничего не вышло.

После прихода к власти Наполеона Фултон отправился к нему на аудиенцию и попросил кредит в 57 тысяч франков для строительства более совершенного корабля и изготовления 20 мин. Однако идеи изобретателя не вызвали у Бонапарта энтузиазма. После этого Фултон за свой счет построил усовершенствованный "Наутилус-2", а 3 июля 1801 году в Бресте во главе команды из трех человек выполнил пробное погружение на глубину 35 футов. Затем последовали испытания в надводном положении под парусом. Использование баллона со сжатым воздухом с давлением в 200 атмосфер позволило довести время подводного плавания до 6 часов. Последние испытания провели в присутствии комиссий Морского министерства и Академии наук. На рейде порта Брест поставили на якорь старый барк, Фултон под водой по компасу вышел к цели, подвел мину под дно корабля и взорвал его.

О результатах доложили Наполеону. Но тот и на этот раз отказался от реализации проекта.

2. Остров забвения

Надо отметить, что бывший французский император обладал совершено уникальной памятью. Пребывая на Святой Елене, он держал в голове подробную информацию обо всех его сражениях, которую диктовал секретарям. Безусловно, помнил он и о предложенном проекте "Наутилуса". Вот тогда у него возник план: сбежать с острова на подводной лодке Фултона.

Но где взять средства на постройку нового подводного аппарата? Уже через много лет историки выяснили интересную информацию: в банке Лаффина в Амстердаме у Бонапарта имелся счет на сумму 100 миллионов франков.

Его брат Иосиф купил к северу от Нью-Йорка большой участок земли, и туда переехали жить немало людей, бежавших от преследования Бурбонов во Франции. Многие из них получили пожизненные пенсии от неизвестного фонда. Ясно, что им являлись личные средства Бонапарта.

Остров Святой Елены. Отсюда еще никто и никогда не убегал, но для бывшего императора Франции не было ничего невозможного.
Остров Святой Елены. Отсюда еще никто и никогда не убегал, но для бывшего императора Франции не было ничего невозможного.

Иосиф мог договориться о постройке подводной лодки с известной компанией Роберта Фултона, которую после смерти конструктора возглавил его помощник Ливингстон. Американским исследователям еще в XIX веке удалось выяснить, что в период нахождения Наполеона на острове в США велось строительство "Наутилуса-3", который по размерам превышал своих предыдущих собратьев, а также имел более продолжительную длительность подводного плавания.

Обратим внимание еще и на следующий интересный факт. На Святой Елене находились комиссары от России, Австрии и Пруссии. Из сообщений, посланных русским представителем Бальменом царю Александру I следует: "С 16 июня 1816 года по апрель 1820 года на острове побывали 73 корабля. Почти все они были английскими, за исключением четырех: два принадлежали России и два пришли из США". В том, что остров посещали русские суда, нет ничего удивительного, ибо в то время они часто совершали кругосветные плавания в целях поддержания связи между европейской Россией и Дальним Востоком.

3. Визитеры из Америки

Подозрительно было то, что американские парусники здесь никогда раньше не появлялись. Зашедшие из США суда носили названия "Океан" и "Леди Кеннеди". Их капитаном был один и тот же человек по фамилии Джонсон. Из наблюдений комиссара следовало, что он сознательно задерживал пребывание своих кораблей в порту, изучал географию острова, направление ветров и течений.

Все это навело Бальмена на мысль, что проживающие в Америке бонапартисты готовят побег своему лидеру. Из исследований американских историков следует, что к постройке "Наутилуса-3" был причастен тот же самый Джонсон, хорошо знавший особенности плавания в данном регионе, розу ветров, характеристику побережья Святой Елены и возможности кораблей охраны. Опытный мореплаватель занимался подбором экипажа для подводной лодки, ее спуском на воду и тренировкой команды.

Но как же это можно было осуществить? Схема действий была приблизительно такова.

"Наутилус-3" на борту быстроходного клипера под командованием капитана Джонсона отправляется к острову. Корабль, прибыв в заданный район, ложится в дрейф на расстоянии, с которого его не может обнаружить береговая охрана. Ночью подводная лодка, двигаясь в надводном положении под парусом, входит в бухту, расположенную вблизи тех мест, где обычно прогуливается Наполеон, и маскируется. После обеда Бонапарт часто совершал конную поездку вдоль берега моря по 10-мильному маршруту, его сопровождали несколько английских офицеров, которые ехали сзади на расстоянии.

Побег на этой подводной лодке мог сделать свергнутого императора Франции президентом Северо-Американских Соединенных Штатов.
Побег на этой подводной лодке мог сделать свергнутого императора Франции президентом Северо-Американских Соединенных Штатов.

Экипажу "Наутилуса-3" не представляло труда перестрелять конвоиров из кустов, после чего они вместе с Наполеоном садились бы в подводную лодку, опускались на глубину и в погруженном состоянии отплывали от острова. Когда на место побега прибыли бы английские солдаты, они бы не обнаружили ни кораблей в море, ни воздушных шаров в воздухе - следовательно, беглеца бы искали на самом острове и в порту.

В тропиках темнеет рано, и с наступлением ночи "Наутилус-3" всплыл, а далее под парусом, используя попутный ветер, к утру добрался бы до клипера. Приготовленный парусник мог оторваться от любого английского военного корабля, и поэтому у Бонапарта были все шансы прибыть на нем в США. Невзирая на хитроумный и детально разработанный план, побег все же не состоялся. Помешала смерть - 5 мая 1821 года свергнутый император скончался.

Еще в июле 1817 года личный врач О'Мара обнаружил у своего пациента первые признаки отравления и сообщил об этом русскому комиссару. Судя по всему, английский губернатор догадался, что его узник задумал хитроумный побег, который предотвратить не удастся, и поэтому отдал приказ об отравлении.

А что было бы, если бы побег с острова все-таки состоялся? Безусловно, это привело бы к более раннему свержению Бурбонов во Франции и возвращению династии Бонапартов (племянник Наполеона пришел к власти в 1848 году). Не исключено, что Наполеон, перебравшись в США, тоже не стал бы сидеть сложа руки - жажда власти непременно заставила бы его действовать. А с его умом, харизмой и известностью он вполне мог бы добиться больших политических успехов и даже (чем черт не шутит") стать политическим лидером США.

История подводного флота тоже бы развивалась по-другому. Спасение императора стало бы большим толчком к развитию подобных проектов в других странах, что привело бы к появлению подводного флота гораздо раньше, чем это случилось на самом деле.

Комментарии (0)

Пока пусто