Публикации

Рабство на пуантах

Рабство на пуантах

Основатель советского государства Владимир Ильич Ленин как-то заметил, что из всех видов искусств для большевиков самым главным является кино. Позже некоторые склонные к юмору советские граждане расширили это высказывание и стали утверждать, что важнейшими факторами в культурном развитии СССР являются "...кино, вино и домино". Но они тоже оказались неправы. Главным и самым уважаемым в СССР оказался балет. Почему же так произошло?

Небывалая популярность балета в СССР имеет свои причины. Во-первых, лидеры большевиков действительно попытались провести в стране настоящую культурную революцию и приобщить широкие массы трудящихся к сокровищам мировой культуры и искусства. В развитие оперы и балета вкладывались значительные средства. Но если с развитием балета дела складывались более-менее благополучно, то вот с "приобщением" вышла большая промашка.

1. Прямая преемственность

Несмотря на то, что общий культурный уровень населения СССР заметно вырос по сравнению с царской Россией, рабочие и крестьяне в своей массе мало интересовались вопросами высокой культуры. В кино и на эстрадные концерты, конечно, ходили с удовольствием, но вот театр по-прежнему оставался для простых трудящихся чуждым и непонятным явлением. Особенно такие его сложные жанры, как опера и балет. Оценить подобные спектакли могли только люди со вкусом, имеющие хорошее образование. Поначалу в СССР таких индивидуумов было мало, большинство эстетов уничтожили во время революции и Гражданской войны. Но постепенно подобный слой снова стал накапливаться в обществе. Второй существенный момент заключался в том, что советский балет имел богатые дореволюционные традиции, которые в новых условиях получили дальнейшее успешное развитие. Несмотря на эмиграцию многих выдающихся артистов, классические балетные труппы Москвы и Ленинграда сохранили репертуар и продолжали работать. Бывшие императорские Мариинский и Большой театры получили статус академических театров.

Правда, 1920-е годы были временем авангарда, экспериментов и поисков во всех областях искусства, и классическому балету пришлось уйти в глухую оборону.

Но, начиная с 1932 года, стиль соцреализма стал единственно возможным во всех видах искусства. В балет вернулся многоактный сюжетный спектакль, который сохранял все академические традиции классического балета. Дополнительно советский балет обогатился характерными танцами солистов и стал отличаться постановочной пышностью. Наиболее известными балетами довоенного периода стали "Бахчисарайский фонтан", "Медный всадник", "Кавказский пленник", "Ромео и Джульетта" и многие другие. Это были действительно грандиозные, феерические зрелища. Проживающие в Москве и Ленинграде иностранцы, журналисты, представители дипкорпуса единодушно отмечали, что советский балет оказался на порядок выше пресных западных аналогов.

При этом расцвет балета в СССР был не только фактором культурным, но и фактором политическим. Масштабные и помпезные постановки на балетной сцене как бы демонстрировали всему миру, что царскую империю сменила на политической карте другая, еще более могущественная империя - Советский Союз.

2. "Фуэте" страсти

Существовал и еще один фактор, который в немалой степени способствовал развитию балета в СССР. Как известно, богатые и влиятельные мужчины всегда неравнодушны к прекрасным балеринам, которые заслуженно считаются идеалом женственности.

А среди балерин во все времена считалось не зазорным и даже престижным иметь в покровителях властных особ. Например, почитателем одной из ярчайших звезд балета начала XX века Матильды Кшесинской был царь Николай II. Тем же самым весьма успешно занимались за кулисами императорских театров многие русские великие князья.

Поэтому лидеры большевиков, придя к власти, не побрезговали "барским" увлечением и активно стали посещать балетные спектакли.

Иосиф Сталин любил зайти в Большой театр полюбоваться, как танцует его близкая подруга, известная балерина Ольга Лепешинская. А затем, после окончания постановки, подвозил приму до дома на правительственной машине. И часто уезжал от Лепешинской уже под утро.

Ольга Лепешинская, любимая балерина Иосифа Сталина, исполняет главную роль в балете "Алые паруса".
Ольга Лепешинская, любимая балерина Иосифа Сталина, исполняет главную роль в балете "Алые паруса".

Одним из больших почитателей балета и балерин был "всесоюзный староста" Михаил Калинин. Поэтому Сталин называл его за это в тесном дружеском кругу "похотливым всесоюзным козлом". Михаил Калинин, как говорят, часто приглашал молодых девушек балерин к себе в кабинет и заставлял крутить фуэте в чем мать родила прямо на своем рабочем столе. По слухам, одна из балерин, на которую положил глаз "всесоюзный староста", а именно - Белла Уварова, отказалась участвовать в таких "шоу". Через какое-то время тело строптивой нашли в лесу неподалеку от Москвы.

Любил навещать молодых балерин и первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Киров. Интересно, что после его убийства в 1934 году ленинградский Мариинский театр переименовали в Кировский театр оперы и балета. Некоторые историки полагают, что это был своеобразный "черный юмор" со стороны товарища Сталина.

А сколько балерин перебывало в постели у Лаврентия Павловича Берии, похоже, и не сосчитать. Время от времени он любил заезжать в Большой театр, чтобы посмотреть, как балерины занимаются разминкой, и выбрать себе что-нибудь "новенькое".

3. Побеги на Запад

В послевоенный период советский балет продолжал развиваться семимильными шагами. Появились новые талантливые артисты, хореографы и балетмейстеры. В период хрущевской оттепели советские балетные труппы получили возможность широко гастролировать за рубежом. Артисты советского балета стали желанными гостями практически во всех странах Западной Европы, США и Японии. Разрешив такие гастроли, советское руководство решало две важных задачи. Во-первых, пропагандировало достижения социалистического строя в области культурного развития, а также пополняло государственную казну иностранной валютой, так как за выступления отечественных балетных трупп очень хорошо платили. Но здесь возникла другая проблема. Популярные артисты советского балета стали сбегать на Запад.

Первым это сделал 16 июня 1961 года знаменитый Рудольф Нуреев. В парижском аэропорту он перемахнул через турникет, подбежал к ближайшему полицейскому и попросил политического убежища на Западе, которое ему было сразу же предоставлено.

Вскоре Рудольф уже танцевал на сцене Королевского балета в Лондоне, быстро став мировой знаменитостью. После этих событий все балетные труппы, выезжающие на зарубежные гастроли, стали сопровождать переодетые в штатское сотрудники КГБ. Однако это помогало мало. В июне 1974 года во время гастролей в Канаде остался другой знаменитый советский танцовщик - Михаил Барышников. Всего же за время "холодной войны" домой не вернулись белее сотни артистов балета.

Сотрясали балет и другие скандалы. В первую очередь, это было связано с широким распространением гомосексуальных связей среди "балетчиков". Так, Рудольф Нуреев прямо признавался в своей нетрадиционной сексуальной ориентации и подчеркивал, что именно этот факт послужил основной причиной его побега на Запад. В СССР, где за мужеложство сажали в тюрьму, он не чувствовал себя свободным.

А вот знаменитый танцовщик Марис Лиепа ходил в любовниках у Галины Брежневой, хотя на тот момент был давно и счастливо женат. Их роман длился пять лет, и все это время Марис обещал Галине развестись с женой, чтобы оформить их отношения. Но обещания так и не сдержал. Галина Брежнева все это время помогала ему в карьере, надеясь, что любовник оценит ее старания и поймет, что она и есть женщина его жизни. Но этого так и не случилось.

В 1970-1980-х годах в советской и партийной элите появилось новое поветрие - отдавать своих детей и внуков в балет. Внучка генсека ЦК КПСС Юрия Андропова Татьяна окончила балетное училище и была принята на работу в Большой театр. Но знаменитой балерины, танцующей первые партии, из нее не вышло. Ксения Горбачева, внучка последнего президента Михаила Горбачева, занималась балетом целых десять лет в самой престижной балетной школе страны. "Балериной я так и не стала, зато получила ноющие при непогоде коленки и артрит", - рассказывала позже Ксения в одном из своих интервью.

Алиса Хазанова, дочь мегапопулярного юмориста Геннадия Хазанова, тоже пробовала свои силы в Большом театре, но затем стала киноактрисой. В общем, нелегкое это дело - балет.

Комментарии (0)

Пока пусто