Публикации

Расплата за Спасителя

Расплата за Спасителя

Название этих древних серебряных монет стало нарицательным. Именно их в качестве платы за измену Синедрион вручил Иуде Искариоту. Серебряные шекели во времена Иисуса Христа были самой ходовой денежной единицей Ближнего Востока.

Как и большинство монет, шекель изначально был мерой массы золота и серебра. В русском языке наиболее распространенное его название - "сикль". В разное время вес шекеля составлял от 9 до 17 г. Само слово "шекель" на иврите означает "взвешивать".

1. Времена царя Ирода

Впервые шекель как мера веса упоминается во II тысячелетии до н. э. Древние шумеры использовали в качестве эталона вес одного пшеничного зернышка (0,046 г) - или "ше" (буквально - "зерно"), 180 ше составляли один сикль (8,28 г, на иврите слово трансформировалось в "шекель"). Шекель серебра был в древности стандартной денежной единицей. Шекель как меру веса использовали евреи, финикийцы и другие народы.

Шекель, о котором идет речь в Новом Завете, носил к тому времени и другое название - тирский шекель, или статер, именуемый еще тетрадрахмой. Тирский - по городу Тир в Финикии, где чеканились эти монеты.

В самой Иудее, которая тогда находилась под внешним управлением Рима, чеканились лишь бронзовые деньги, именуемые прутами. Причем изображения на этих монетах утверждались римскими управляющими префектур, на которые была разделена Иудея.

Понтий Пилат, бывший префектом с 29 по 36 год, стремился привнести в ортодоксальную Иудею римскую культуру. При нем на монетах, чеканившихся в Иудее, появились языческие символы Рима: лавровые венки, жезлы с изогнутой рукояткой, черпаки для жертвоприношений богам. Все это, естественно, не могло понравиться иудейским священникам из Синедриона. Но авторитет римских префектов поддерживали несокрушимые легионы Империи, и первосвященники вынуждены были пользоваться деньгами оккупантов.

2. За цену одного раба

Пруты использовались в Иудее в основном для текущих бытовых расчетов. А для крупных платежей и выплат налогов иудеи времен Христа и Понтия Пилата использовали шекели, отчеканенные в финикийском Тире. Как мы уже говорили - тирский шекель или тетрадрахма (равна четырем драхмам).

Во времена Нового Завета одна драхма равнялась одному денарию. Денарий же, в свою очередь, был стандартной поденной платой квалифицированного сельскохозяйственного рабочего или римского легионера.

Таким образом, если считать, что один шекель равен четырем драхмам, то 30 шекелей - это 120 денариев, или четырехмесячное жалованье при семидневной рабочей неделе. Один здоровый физически молодой раб стоил примерно столько же. О высокой покупательной способности 30 шекелей говорит и тот факт, что за эти деньги был куплен участок земли под кладбище рядом со столицей Иудеи - Иерусалимом.

Иуда Искариот, получивший от Синедриона 30 шекелей за предательство своего учителя Иисуса Христа, таким образом, сделал неплохой гешефт.

3. Еще одна тайна Туринской плащаницы

В ходе многочисленных исследований Туринской плащаницы в 50-е годы XX века на правом веке лица, отпечатавшегося на ткани плащаницы, было обнаружено нечто, напоминающее монету.

Когда плащаница была рассмотрена в трехмерной проекции, выяснилось, что это иудейская бронзовая монета - прута Понтия Пилата с изображением жезла, чеканившаяся в 16 году н. э. в период правления римского императора Тиберия.

Позднее на плащанице было обнаружен еще один оттиск пруты Понтия Пилата с изображением черпака для жертвоприношений. В то время было принято класть умершему на веки так называемый "обол Харона" - монету, предназначенную в уплату мифологическому перевозчику за то, что тот перевозит душу покойного через подземную реку Ахерон.

А вот шекель получил вторую жизнь после провозглашения в 1948 году государства Израиль, когда встал вопрос о национальной валюте. Долгое время в ходу был так называемый палестинский фунт. Только в 1969 году Кнессетом был принят закон о возвращении к шекелю. Но денежной единицей Израиля шекель стал лишь через 11 лет после этого - в феврале 1980 года.

Комментарии (0)

Пока пусто