Публикации

Римская Голгофа для апостолов

Римская Голгофа для апостолов

Середина первого века нашей эры для Римской империи была неспокойной. Волнения и мятежи охватывали все римские провинции - от Армении до Альбиона. Император Нерон метался в поисках выхода, а тут еще эти христиане - новая секта, которую император считал смутьянами и мятежниками. И тогда разъяренный император казнил двух самых ярых проповедников новой религии - апостолов Петра и Павла. Кем же были эти диссиденты далекого прошлого, ставшие основателями новой религии?

Петр входил в ближайший круг учеников Христа. Точная дата его рождения неизвестна, но к моменту появления Христа (а это было приблизительно в начале I века н.э.) ему было уже 30 лет. И Петр оказался едва ли не первым человеком в тогдашней Галилее, который поверил в божественное происхождение неизвестного проповедника по имени Христос.

1. Свет надежды

Местные жители были почти сплошь рыбаками. В одном из таких селений жила семья рыбака Симона и его неженатого брата Андрея. Оба с увлечением восприняли новую веру и были крещены.

Тридцатилетний Симон получил второе имя - Петр. С этой поры он всюду следовал за своим учителем. Внешне Петр был ладно скроен, широкоплеч, кудряв и черноволос. Характер у Петра был своеобразный - он легко увлекался, действовал прежде, чем обдумывал свои действия, но был человеком честным, надежным и твердым в своем слове. Потому Иисус и дал ему имя Петр, что означает в переводе "камень". Но в душе Петр постоянно в этой твердости сомневался. Согласно Евангелиям, именно Петр потребовал у учителя дать знак, кто предаст его римлянам. Он готовился встретить врагов учителя в открытом бою, даже приготовил для этого случая меч. Этим мечом он отсек ухо римскому легионеру в Гефсиманском саду, где учителя арестовали. Потом он плакал, бежал следом, но, как и обещал Иисус, трижды отрекся от принадлежности к секте христиан.

После казни учителя Петр занял главенствующее положение среди христиан. На протяжении тридцати лет он путешествовал по Римской империи из провинции в провинцию. И везде проповедовал новую веру и крестил новообращенных. Семью Петр бросил и больше о ней не вспоминал.

2. Утверждение веры

Павел при рождении получил имя Саул (на местном диалекте - Савл). А родился он на берегу Средиземного моря в киликийском городке Таре между 5 и 10 годом н. э. и считался римским гражданином.

Он был воспитан в иудаизме и воспринимал нарождающееся христианство как секту, которую следует искоренять, потому как сектанты посягают на отеческую веру.

Савл был так поглощен этой идеей, что даже отправился с римским легионом на захват сектантов. И тут во время этой военной спецоперации с ним случилась неприятность: Савл увидел в небе непонятный свет и временно ослеп. В таком состоянии он и попал в руки христиан. Эта неожиданная слепота и забота группки изгоев полностью перевернули его жизнь: Савл поверил, что если "отеческий бог" от него отвернулся, то это знак, что он, Савл, совершает ошибку. Несчастного окрестили и переименовали в Павла. И как только неофит понял, что христиане исповедуют истинную веру, он исцелился.

Из гонителя Савл разом превратился в ярого защитника сектантов. Хотя обращение случилось уже после казни Иисуса, Павел быстро выдвинулся среди его учеников. Мы знаем Павла как важнейшего среди апостолов. Он не был свидетелем земной жизни Иисуса, воспоминания ему заменяли рассказы очевидцев. Из группки последователей нового Бога Павел мечтать сделать силу, способную противостоять погрязшей в войнах и насилии Римской империи. Смена власти должна была произойти мирным путем, без кровопролития. У Павла не было ни любимой женщины, ни семьи: всю свою жизнь он посвятил христианству.

3. Чья же это церковь?

Петр запомнил слова учителя о создании храма внутри своего сердца. Поэтому он не понимал или очень плохо понимал стремление Павла создать мощную организацию верующих. Церковь для него была делом духовным, то есть очень личным, а вовсе не общественным институтом. Он отказывался понимать, почему некоторые шероховатости в биографии Иисуса следует предать забвению. А Павла простонародные рассказы об Иисусе нередко коробили, они оскорбляли величие Иисуса как Бога.

Мы знаем, что в результате победило стремление Павла "смягчить" биографию Иисуса, его стремление построить мощную Церковь, которая со временем стала в Европе главенствующей и очень богатой.

А вот Петр о земном богатстве не заботился совершенно. Напротив, в своих спорах с Павлом он выступал против такой Церкви. Поэтому в первые века последователи Петра и Павла разделились на два враждебных лагеря. Последователей Петра назвали еретиками. Последователи Павла стали владеть душами и государствами. Но тем не менее имя Петра из истории уже было не удалить. Поэтому он так и остался в ней фундаментом, на котором зиждется христианская церковь, и ключи от рая вверены именно ему.

4. За что Нерон их убил?

В начале первого века нашей эры Петр и Павел вели активную миссионерскую деятельность и обратили в веру множество людей. Хотя обращенные вели катакомбный образ жизни, римская власть считала их очень опасными для устоев государства. Новообращенных подозревали в разного рода кровавых мистериях, которые те разыгрывали перед своими алтарями. И казнили.

Считается, что Нерон поступил так по своей злобе. И еще потому, что боялся мятежей. Но была и еще одна причина, которую можно найти даже в причесанных христианской цензурой Евангелиях. Нерон был суеверен и больше всего на свете боялся колдовства. А одна из самых известных историй древности рассказывает о некой магической тяжбе между апостолом Петром и Симоном-магом.

Сей диспут о магической силе происходит в самом Риме. Историки трактуют этот спор как борьбу язычества и христианства. Но, может, все было немного иначе?

Аргументы, к которым прибегает в этом диспуте апостол Петр, имеют магический характер. Он якобы заставляет собаку ходить на задних лапах и вещать человеческим голосом, перемещает несчастную тварь за стену дома и обратно по воздуху, заставляет Симона умертвить благородного юношу и тут же его оживляет и, осуществляя эти чудеса, требует от язычника-мага и судившего спор градоначальника признать христианского бога единственным истинным богом, а христианство - единственной истинной религией.

Хотя Петр и победил с большим перевесом, Нерон распорядился взять его под стражу и казнить. Причем казнили Петра на кресте (это случилось в 67 году н.э.) в перевернутом положении. Вроде бы Петр сам просил императора о распятии вниз головой. Однако в этом можно и усомниться. Казнь на кресте вниз головой - это казнь, уготованная колдуну. То есть Петра казнят не столько за проповеди, сколько за колдовство. Вполне может быть, что известная историческая личность (Симон-маг) не имеет к этой казни и к этой истории вовсе никакого отношения. А колдовской диспут ведет апостол Петр сам с собой, точнее - христианин Петр с колдуном Симоном.

В Риме чудесное заживление ран, воскрешение из мертвых с первоначальным умерщвлением и прочие волшебные действия при стечении многочисленных зевак вполне могли вызвать стандартную реакцию властей - арест, пытки, суд и казнь колдуна. Павел, апостол веры, тоже не чурался чудес и откровений. И он тоже, вероятно, использовал магические действия для обращения неофитов. Но Павла сгубила публичность. Явившись в Рим после казни Петра, он стал в своих проповедях защищать христиан от нападок императора. После смерти Петра Павел становился первым лицом в христианской иерархии. Так что, честно говоря, апостола Павла сгубило обычное тщеславие. Однако ему, как римскому гражданину, назначили легкую смерть - просто отсекли голову.

5. "Мне отмщение, и аз воздам"

Нерон Клавдий Цезарь Август Германии (37- 68 гг. н.э.) пережил обоих апостолов буквально на год. Без участия христиан и без помощи колдунов в Риме вспыхнул мятеж. Нерон бежал из дворца, но вскоре понял, что дни его сочтены, а власть безнадежно потеряна. Тогда он добровольно принял смерть. А спустя столетия смерть примирила вечных спорщиков, и апостолы Петр и Павел были провозглашены мучениками. 12 июля христиане отмечают день их памяти. Могила апостола Петра, по преданию, находится в Ватикане под полом собора Святого Петра, а могила апостола Павла - под алтарем римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (базилики Святого Павла).

Комментарии (0)

Пока пусто