Публикации

Русская баня

Русская баня

Большинство теоретиков сходятся в том, что русские суть славяне, перешедшие в наши места с Запада, убегавшие, скажем прямо, от германского давления - и здесь перемешавшиеся с угро-финскими и балтийскими племенами. И дальше как бы по привычке эти вновь образовавшиеся русские заимствовали с Запада всякие новинки. Но есть кое-что, позаимствованное Западом у нас! Это бани.

В Средние века, когда Европа из-за несоблюдения простейших гигиенических правил страдала от бесконечных эпидемий, на Руси всюду стояли парные оздоровительные бани. Только с начала XIX века, после похода русской армии через всю Европу в Париж, там, а особенно в Германии, пошла мода на русскую баню. Немецкий медик М. Платен в конце XIX века в трехтомнике "Новый способ лечения" (о нетрадиционных оного лечения методах) заметил: "Мы, немцы, пользуясь русской баней, очень редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу".

1. Княгиня Ольга отправляла послов в парилку

В более или менее достоверных наших летописях о банях практически ни слова, что и понятно: вещь обыденная, а в летописи норовили записать что-нибудь важное или духовное. Самое же древнее о бане упоминание находим в легенде об апостоле Андрее, ученике Христа и брате апостола Петра. Якобы он, двигаясь от Черного моря и проповедуя то тут, то там христианство, для начала водрузил крест в Киеве, а потом попал в Волхов и очень дивился новгородским баням. Прибыв затем в Рим, рассказывал о них.

Историков, правда, смущает, что апостол шел в Рим через Волхов. Да и не было в I веке ни Киева, ни Новгорода, ни Волхова. И почитания христианами креста тоже не было; крест как символ вошел в практику лишь после VI и VII Вселенских соборов (680-681 и 787 годы). Но нам это неважно, мы о бане говорим и понимаем: легенда это или нет, но баня-то с натуры списана!

В другой баснословной легенде (у Нестора-летописца) упомянуто, что Великая княгиня Ольга приказала отвести мужей древлянских в истопку и мовницу, где они "творили мовь", то есть парились и мылись.

Месть княгини Ольги. Мирное посольство древлян, убивших ее мужа, она отправила в баню. И приказала их сжечь. Тем самым нарушив древний русский обычай. В Иудее добрым гостям омывали ноги, а на Руси отправляли в баню.
Месть княгини Ольги. Мирное посольство древлян, убивших ее мужа, она отправила в баню. И приказала их сжечь. Тем самым нарушив древний русский обычай. В Иудее добрым гостям омывали ноги, а на Руси отправляли в баню.

Баня упомянута еще в 1089 году: в Переяславле "строена баня камена, сего же не бысть преже на Руси". В летопись сообщение попало не потому, что баня (наверняка общественная), а потому, что построили ее из камня.

2. Портомойни старинной Москвы

Наконец, настали новые времена: при Иване Грозном на бани обратили внимание правительственные круги. На церковном соборе 1551 года был поднят вопрос, что "в банях мужи и жены и чернцы и черницы в одном месте моются без зазору".

Собор признал это неподобающим и строго запретил.

Общественные бани (их тогда называли торговыми) были открыты уже повсеместно. Их было так много, что полувеком позже Борис Годунов только в Москве получал от них пошлин на 1500 рублей. Судя по плану Москвы 1610 года, бани и купальни стояли на берегах рек Москва и Яуза, но во второй половине того же столетия даже мелкие дворы имели среди различных построек "баню с передбаньем", "в огороде баню с сенми".

Как правило, бани строили четырехугольными, со стеклянными окнами вверху. В середине делали небольшое отверстие с регулятором для выпуска пара. "Они внутри не пользуются печами, а имеют либо искусно выложенные камни, которые извне могут быть обогреваемы огнем, либо вносят на железном противне раскаленные камни, на них льют теплую воду, и это дает хороший жар", - писал англичанин Д. Флетчер. Знатные люди применяли "замечательно приготовленные, перегнанные на всяких хороших травах воды, которые издают прекрасное благоухание". На пол постилали рубленые еловые ветви, что "дает очень приятный запах". Иностранец отмечает, что "ни в одной почти стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве".

Помимо бань устраивали мыльни, а обслуживали и то, и другое мастера водовзводного (водопроводного) дела. Так, во втором этаже Теремного дворца в Кремле царская мыленка была этими мастерами вся выложена свинцовыми досками, спаянными оловом, чтобы вода не могла просочиться в нижний этаж. Для удаления сточных вод имелась канализация.

Кроме мытья людям надо было еще и постирать.

Стирали обычно у колодца, пруда, реки, а зимой - в избе или бане. Но в крупных хозяйствах имелись специальные портомойные избы, как, например, в Коломенском царском дворце и селе Алексеевском.

В портомойнях были корыта, скамьи, водостоки (желобья) и горячая вода.

3. Иван Грозный не смог запретить нудизм

Баню уж если ставили, то потом она стояла на одном месте десятилетиями. В качестве примера: небольшие торговые деревянные мужские и женские бани на реке Яузе у Покровского моста в Москве (простоявшие там неведомо с какого времени) Петр I в 1701 году пожаловал капитан-поручику М.Я. Волкову. В 1738-м их выкупил купец Д.Я. Казаков; в 1757-м они перешли к его сыну; в 1781-м их из-за ветхости сломали и сразу на том же месте построили новые. Бани вообще были выгодным предприятием.

Кстати, несмотря на запрет совместного мытья, изданный при Иване Грозном, мужчины и женщины так и норовили попариться вместе. Самый грозный царь оказался бессильным против народного нудизма в бане!

Сенату пришлось издать в декабре 1743 года специальный указ, чтобы не допускали этого безобразия. В городах ускорили строительство раздельных бань, но спустя 19 лет пришлось запрещать вход в баню лицам другого пола!

В XVIII веке бурно развивалась медицина, и ей удалось, наконец, сформулировать то, что люди и так всегда знали: бани полезны для здоровья. В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение "завести в Москве лечебную баню". Хозяина заведения обязали "цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило". Отличие от обычных бань, как можно понять, состояло в том, что в лечебной бане запрещалось "держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток". В Петербурге тоже (в 1763-м) на Малой Морской открыли лечебную баню "для потения и лечения флюсов и прочих телесных припадков по докторской рекомендации".

Были бани для дворян и для простонародья. Простой народец в основном мылся примитивно, воду брали из колодцев, и утекала она через щели в полу. Зато у дворян вода разводилась по трубопроводам, были души, небольшие бассейны для купания. В XIX веке появилось централизованное горячее водоснабжение.

Однако общий характер русской бани (парильня с полками, каменка) сохранился.

В Москве в первой половине XIX века одними из лучших бань были Новинские, с высокой почасовой оплатой, а также бани Лежнева и Москворецкие. Тогда же вошли в моду Сандуновские. На этом месте у реки Неглинки в старину уже были бани: бревенчатые, с отменным паром. Воду для них добывали при помощи журавля прямо из реки. Но во время жестокого московского пожара 1737 года от них остались только обгоревшие трубы. На этом месте через без малого 70 лет известные актеры супруги Сандуновы, получив наследство, построили в 1806 году каменные бани.

Комментарии (0)

Пока пусто