Публикации

Соединенные берега

Соединенные берега

В грамоте от 1556 года - времен Ивана Грозного - читаем: "...игумену с братией велети мост мостити". Но речь не о переправе через реку, а о мощении улицы! В те годы мостом называли всякое плоское сооружение из перекладин, где бы их ни клали: через реку (мост), улицу (мостовая), двор (помост).

Строить мосты через реки на северо-западе Руси довольно долго не требовалось, поскольку изрядную часть года они скованы льдом и сами служат прекрасными санными дорогами. А летом по реке можно плавать, если же мосты городить, то ледоход и весенний паводок их унесут, а не унесут, так мосты затруднят судоходство.

И все же развитие сети пеших дорог не оставило выбора: стали строить мосты на реках. Строили столь просто и целесообразно, что некоторые приемы дожили до наших дней, например, в военном мостостроении.

1. Наплавные и свайные

По рекам ходили на судах, и судов был такой переизбыток, что родилась мысль использовать их и для хождения через реки пешком. На Днепре, Москве и в других местах появились наплавные мосты на судах: ставили струги от берега до берега, поверх палуб - доски для путников и телег, да еще "примостки" (спуск с берега или подъем, если берег крут). Вот и весь мост.

Если надо было пропустить суда, идущие по реке, из моста выводили два-три струга и брали за это с проходящих судов плату.

Когда они появились впервые, неведомо, но в 1477 году во время похода москвичей на Новгород Великий такой мост поставили через Волхов и затем его долго использовали.

Были также наплавные летние мосты из толстых бревен, связанных между собою и просто лежавших на воде. Описано, как в Дорогобуже в 1678 году при проезде польского посольства тяжелые экипажи погружались вместе с мостом в воду до половины. Однако при обычных небольших грузах они были вполне удобны.

В Москве такие мосты из деревянных плотов были даже вблизи Кремля. Чтобы пропустить суда, отвязывали часть моста и отводили в сторону, затем опять ставили на место. В лавках, устроенных прямо на этих плотах, шла бойкая торговля. Тут же стирали белье, поскольку вода стояла вровень с мостом.

Иногда мосты удерживали вбитыми сваями, иногда снабжали перилами.

Были и мосты, поднятые над водой. При проходе под ними суда склоняли мачты.

Были даже каменные мосты! В Москве первый такой появился одновременно с первыми каменными стенами Кремля: от Троицких ворот через Неглинку. Полтора столетия спустя, в XVI веке, вырыли ров у Кремля и построили каменный мост на арках от Спасских ворот и такой же у Никольских ворот.

При Годунове устроили каменный мост через Неглинку у Воскресенских ворот.

Но то были маленькие мосты.

2. Большой Каменный

Возникла нужда в большом, стратегически важном каменном мосте через Москву-реку в сочетании с мощными предмостными фортификационными сооружениями. Ведь противник обычно нападал на город с юга, приходилось перебрасывать войска ему навстречу, а артиллерия тогда была тяжелехонька... Надо было учесть и колебания горизонта воды, и сильный ледоход на реке, какого в других странах не знали.

В 1643 году пригласили иностранного мостостроителя Анце-Якова Кристлера (Ивана Яковлева). Он приехал "служить ремеслом своим, на своих проторях и снастях", и привез "многие снасти железные и меденные" весом в 1600 пудов.

Мост решили ставить на шести каменных острых быках, чтобы при ледоходе лед ломался и проходил под своды. Ледорезы собирались покрыть литым железом; на свайном дубовом основании устроить подошву из дубовых и сосновых бревен, покрыть ее широкими и толстыми сосновыми досками в два ряда.

Заготовили даже строительный материал! Но стройка так и не началась: в 1645 году царь умер, а вскоре умер и приглашенный им строитель. Новый царь Алексей Михайлович, молодой и в стратегических вопросах неопытный, идею забросил, а из заготовленных железных снастей и камня построил мост в своей резиденции в селе Измайловском.

Только через двадцать с лишком лет начали строить на Москве-реке Большой Каменный мост. Работы пять лет вел чернец, имя которого неизвестно, и в 1692 году мост был закончен. Это выдающееся сооружение обошлось в такие деньги, что стало эталоном дороговизны. О каком-либо немыслимом проекте говорили: "Дороже Каменного моста".

Быки моста использовали для устройства плотин, у которых работали водяные мукомольные мельницы. Из-за напора воды каменная кладка разрушалась, основания моста подмывались, и через сорок лет велено было плотины и мельницы сломать.

Еще через полвека, в 1780 году, признали, что Каменный мост "без надлежащей поправи на долгое время безнадежен". У него сгнили деревянные части и сваи, арки и каменные парапеты пришли в крайнюю ветхость. Но никто ничего не исправлял, пока весенний паводок 1783 года еще более не повредил мост.

Вот после этого провели ремонт моста, а заодно прорыли Водоотводный канал.

В следующем столетии, в 1859 году, мост разобрали и построили новый - основательный, металлический, сохранив за ним название Большого Каменного.

3. Шедевр Ухтомского

В середине XVIII века в Москве, кроме Каменного, было 25 мостов. Одним из самых интересных был Кузнецкий. Его построил архитектор Дмитрий Ухтомский через речку Неглинную в связи с ветхостью старого одноарочного моста.

Тот старый мост подтопило водой пруда Монетного двора. Требовалось разобрать его и вырыть рвы до прочного грунта, но понижение горизонта воды в пруде остановило бы работы по плющению серебра на Монетном дворе (там все машины двигало водяное колесо). В итоге длительной переписки между Московской губернской канцелярией, Правительствующим сенатом (Петербург) и Московским монетным двором решили все-таки мост менять. По проекту Ухтомского сделали три арки и глухие парапеты; выложили их кирпичом и белым камнем; швы гладко замазали. Между стенками насыпали щебня и сверху сделали мостовую.

В 1756 году, когда строительство подходило к концу, Ухтомский решил, что если построить у моста каменные лавки и "отдавать вольным людям в наймы, то со временем оные как себя, так и объявленный Кузнецкий мост окупить и содержать в состоянии".

Так и сделали: это место заняли модные магазины.

Вслед за Большим Каменным переделали в металле деревянный Дорогомиловский мост, затем - Москворецкий и Краснохолмский. Стал железным и каменный Яузский мост. В 1889 году построили Чугунный мост через Водоотводный канал в Москве.

4. Питерские чудеса

В Петербурге первый деревянный мост через Фонтанку построили по указу Петра I в 1715 году; он стал пограничным для города, а название получил по фамилии Аничкова, командира адмиралтейского "стройотряда". Мост был со шлагбаумом, тут на заставе проверяли паспорта, брали плату за въезд в город.

В 1726 году мост сделали разводным для прохода кораблей, а по ночам разводили, чтобы в город из леса не забегали волки.

В 1749 году его укрепили, так как по мосту должны были пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице. Длина его стала более 200 м, почти в четыре раза больше современного, и на время он перестал быть разводным.

В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит, заодно перестроили Аничков мост: он стал трехпролетным гранитным, и только средний разводной пролет остался деревянным.

Спустя 60 лет мост стал целиком каменным, а в начале ноября 1841 года на нем установили перила и гранитные пьедесталы для статуй.

Аничков мост. Кони, отлитые бароном Клодтом, стали одним из символов Петербурга.
Аничков мост. Кони, отлитые бароном Клодтом, стали одним из символов Петербурга.

В те годы петербургский скульптор-анималист Петр Клодт обдумывал художественное оформление пристани Невы у Адмиралтейского бульвара: ее собирались украсить скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились, на пристани установили львов. Коней же, чтоб зря не пропадали, поставили у Аничкова моста.

Комментарии (0)

Пока пусто