Публикации

Увидеть "Бродягу" и умереть!

Увидеть "Бродягу" и умереть!

Сотни лет среди моряков существует легенда о корабле-скитальце, в гордом одиночестве бороздящем просторы океана. Экипаж его - мертвецы, а капитан с бледным лицом стоит у штурвала корабля и ведет свое судно в бесконечное плавание. Появление этого корабля, который чаще всего называют "Летучим голландцем", предвещает гибель морякам, его увидевшим.

1. Драккары "морских королей"

Викинги - обитатели средневековой Скандинавии - по праву считаются одними из самых выдающихся мореплавателей мира. На своих небольших суденышках они смело пересекали моря и океаны, обосновались в Исландии и Гренландии, высаживались на берегах Нового Света за сотни лет до Колумба.

Возглавляли дружины суровых северных воинов конунги, которые были одновременно и вождями, и жрецами, и судоводителями. Современники называли их "морскими королями". Викинги сражались на своих драккарах, жили на них, на них же и умирали.

Даже после смерти конунги не покидали свои корабли. Их тела клали в драккары и пускали в открытое море по воле волн и ветров. Сделанные из дуба корабли "морских королей" долго не тонули. Викинги, которым встречался драккар с мертвым конунгом на борту, не боялись, а наоборот, считали такую встречу предвестником удачи. Некоторые делились с мертвым героем пищей и водой, а наиболее смелые и отчаянные перебирались на борт погребальной ладьи, считая, что в компании с прославленным конунгом они наверняка попадут в Валгаллу - скандинавский рай, обитатели которого днем сражаются друг с другом, а вечерами, восстав из мертвых, пируют в чертогах Одина.

В одной из скандинавских саг рассказывается о викинге Стете, которого морские боги обрекли на вечное скитание в северных морях за похищение у них волшебного кольца. Со временем викинг-воришка превратился в скелет. Возвращаясь из плавания, суровые "морские короли" рассказывали о мертвеце в огненном плаще, сидящем на верхушке мачты драккара. Это был корабль Стета, первый "Летучий голландец", оставивший свой след в истории мореплавания.

2. Продавшие душу дьяволу

Еще один вечный морской скиталец появился в XV веке. Правда, на этот раз он облюбовал для своих путешествий не Северное полушарие, а воды у южной оконечности Африки.

Португалец Бартоломео Диаш считался опытным мореходом. В августе 1487 года его небольшая эскадра, состоящая из трех парусных кораблей, отправилась на юг. Диаш спускался вдоль побережья Африканского континента, приближаясь к южной оконечности материка. Но сильные встречные ветра стали сносить маленькие кораблики португальца назад на север. Вскоре ветер превратился в бурю. Морские волны со страшной силой бились о камни мыса, за которым, как считал Бартоломео Диаш, находился еще невиданный европейцами таинственный Южный океан, позднее названный Индийским.

Напуганные бурей, моряки отказывались плыть на восток. Они потребовали от Диаша возвращаться назад, домой. Но глава экспедиции поклялся "всеми святыми и дьяволами" в том, что он во что бы то ни стало пройдет проклятый Богом мыс. И он продолжил плавание.

В конце концов матросы взбунтовались. Диаш был вынужден вернуться в Португалию. Открытый им мыс он назвал мысом Бурь. Но португальский король Хуан II, выслушавший доклад о путешествии Диаша, дабы не отпугнуть последователей упрямого морехода и дать им надежду на открытие пути в вожделенную Индию, приказал переименовать мыс Бурь в мыс Доброй Надежды.

Встретив "Летучий голландец", испуганные мореплаватели сразу наводили на него пушки.
Встретив "Летучий голландец", испуганные мореплаватели сразу наводили на него пушки.

Через 11 лет другой португальский мореплаватель Васко да Гама обогнул южную оконечность Африки и достиг Индии. А злосчастный Бартоломео Диаш, отправившийся в дальнее плавание вслед за Васко да Гама в 1500 году, пропал без следа в районе мыса Бурь. Суеверные моряки в трактирах шепотом рассказывали, что это дьявол покарал упрямого морехода, превратив его в вечного скитальца по просторам морей. Находились "очевидцы", рассказывающие о том. что своими глазами видели в районе мыса Доброй Надежды обветшалую каравеллу с выцветшим португальским флагом на верхушке мачты.

А в XVII веке в водах Мирового океана безраздельно господствовали голландцы, В 1602 году ими была создана нидерландская Ост-Индская компания, получившая монополию на торговлю со всем" странами, расположенными на берегах Индийского океана. Голландцы основали десятки торговых факторий в Африке, на Цейлоне, на "островах пряностей" (Молуккских островах), в Индонезии. Они же первыми начали торговлю с Китаем и Японией.

Капитаны, водившие свои корабли в дальние плавания, были людьми отчаянной храбрости и дерзости. Немудрено, что один из таких сорвиголов и стал прототипом капитана "Летучего голландца". Считается, что это был Ван дер Декен.

Однажды его корабль попал в сильнейший шторм неподалеку от мыса Доброй Надежды. Матросы, готовые уже проститься с жизнью, на коленях молили Бога о спасении их душ. Ну а что делал в это время капитан Ван дер Декен? Он демонстративно пил ром, курил трубку и распевал богохульные песенки.

Когда же матросы попытались силой заставить капитана изменить курс, тот недолго думая швырнул главаря бунтовщиков за борт в кипящие волны. В этот же момент небеса разверзлись, и на палубу корабля опустился Ангел Господень. Разъяренный Ван дер Декен выхватил из-за пояса пистолет и выстрелил в Ангела. Но пуля чудесным образом угодила в руку самого капитана.

За свое богохульство и необузданный нрав Ван дер Декен был приговорен Богом к вечному скитанию в морях, прилегающих к мысу Доброй Надежды и мысу Горн, Команда "Летучего голландца" подобралась под стать его капитану - убийцы, богохульники и клятвопреступники. Ночью над мачтами корабля-призрака светятся огни святого Эльма. За штурвалом "Летучего голландца" стоит человек, одетый в обрывки мундира капитана Ост-Индской компании. Встреченные им суда ждет печальная участь — они гибнут на рифах и мелях.

3. Броненосцы против кораблей-призраков

Но это все легенды. А как же обстоят дела в реальности? А вот как. "11 мая 1881 года близ Сиднея в 4 часа утра мимо нас пронесся "Летучий голландец". Мы видели странный красный свет, призрачно освещавший корабль... Когда он приблизился, мы окликнули его. Его видели также вахтенный офицер со шканцев и один из кадетов... Море было спокойное, ночь - светлая... Матрос, первым заметивший "Летучего голландца", сегодня упал с реи и разбился насмерть, потом случилось несчастье и с адмиралом".

Эту выписку из вахтенного журнала британского военного корабля "Бэкхант" сделал кадет этого корабля, будущий английский король Георг V. Вот и пойми - видел ли наследник британской короны корабль-призрак или ему довелось лицезреть парусник, брошенный экипажем и носимый по океану волнами и ветром.

И таких судов-потеряшек было в те годы немало. Причем некоторые из них находились в одиночном плавании не один десяток лет.

В январе 1890 года неподалеку от мыса Горн пропал без вести английский трехмачтовый парусник "Марлбороу". Нашелся он только... через 25 лет. Моряки, обнаружившие "Марлбороу", рассказывали, что он шел с попутным ветром под всеми парусами. На палубе лежали три скелета, в жилых помещениях парусника - еще два десятка покойников. Рангоут и такелаж корабля были покрыты каким-то странным зеленоватым налетом.

В конце XIX зека "летучих голландцев" в океанах развелось столько, что они стали представлять реальную угрозу для судоходства. Английское страховое общество "Ллойд" подсчитало, что лишь с 1891 по 1893 год поступило 1828 заявлений от капитанов о встречах с судами, брошенными своими экипажами. В период правления в США президента Кливленда (1893-1897 гг.) была созвана международная конференция по борьбе с "летучими голландцами". На потопление их были направлены целые эскадры боевых кораблей. Броненосцы и крейсеры расстреливали из орудия, подрывали зарядами, поджигали корабли-призраки.

Но "летучие голландцы" не сдавались. Лишь за 1930 год военно-морской флот США уничтожил 267 кораблей-призраков. Борьба с ними продолжается и до сегодняшних дней.

Вот одно из сравнительно недавних сообщений: "7 марта 2008 г. японская береговая охрана обнаружила у берегов Хоккайдо дрейфующее судно без экипажа на борту. Несмотря на то что оно находится в исправном состоянии, никаких опознавательных знаков, номеров и названия на нем не обнаружено. Обнаружить его владельцев или страну, которой оно могло бы принадлежать, не представляется возможным".

Комментарии (0)

Пока пусто