Публикации

Ветхозаветные патриархи

Ветхозаветные патриархи

В Святом Писании патриархами называются родоначальники еврейского народа, жившие до Закона, данного на Синае. В Книге книг Библии выделены две группы таких легендарных персонажей. Первая группа относится к допотопному периоду и включает десять фигур - Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной.

Первым в ряду ветхозаветных патриархов был Адам, человек, созданный божеством из красной глины (так переводится имя Адам). Последним - Ной, человек, которому бог по причине высокой добродетельности позволил спастись от надвигающегося вселенского катаклизма. Но все эти фигуры считаются родоначальниками единого человечества.

Зато вторая группа персонажей - жившие после потопа Авраам, Исаак, Иаков - имеет прямое отношение к истории еврейского народа. Это родоначальники еврейских племен.

По сути, легенды о праотцах еврейского народа рассказывают об истории трех поколений семьи жителя Месопотамии Авраама. Согласно тексту, Авраам был сыном Фарры, родословная которого восходила к сыну Ноя Симу. Предки Фарры были некогда пленены вавилонянами, а Фарра решил уйти из Ура халдейского в Ханаан. Вместе с собой он взял Авраама, своего сына с женой Саррой, и Лота, внука от Арана, другого своего сына, а также рабов и рабынь. Но когда путники добрались до города Харран, Фарра занемог и умер. Авраам с Саррой отправились дальше в Ханаан, постоянного места жительства у них не было, они долго скитались по Синайскому полуострову и Египту. Лот по дороге отделился и осел в городке Содом.

1. История и легенды

Однажды там его посетил Авраам, и там Аврааму явились ангелы, которые сообщили благую весть, что через год у его жены Сарры родится ребенок. Ангелы посетили и Лота и посоветовали ему взять жену с детьми и уходить из города, не оглядываясь, потому что, кроме него, ни в Содоме, ни в соседней Гоморре не нашлось ни единого праведника, так что оба города испытают на себе гнев божий. Лот с семьей спаслись в ближней пещере, но жена Лота оглянулась и навеки застыла соляным столбом. А Сарра, которая никак не могла зачать и прежде даже позволила своей служанке родить от своего мужа сына Измаила, теперь тоже произвела на свет сына Исаака. После рождения Исаака Измаила с матерью Агарью изгнали из семьи, они скитались по пустыне и чудом выжили. Когда Исаак подрос, бог решил испытать веру Авраама: он потребовал от патриарха принести своего сына в жертву. Авраам взял без колебаний нож, положил ребенка на жертвенник и собирался нанести удар, когда бог его остановил, похвалил за послушание и наградил правом владения всей землей Ханаана.

Это право переходило с Авраама на всех его потомков. Но после этого пути Сарры и Авраама разошлись. Известно, что Сарра его прогнала, и он осел в Вирсавии. Он женился второй раз - на Хеттуре - и даже произвел на свет еще шестерых детей. Но все наследство получил только первенец Исаак.

Наследник провел свою жизнь в скитаниях, как и его отец. Исаак был скотоводом. Он женился на своей племяннице Ревекке, и она родила ему близнецов - Исава и Иакова.

Исав был простой и открытый юноша, а Иаков - умный, хитрый и изворотливый. Исаак больше любил Исава, а Ревекка - Иакова. Исав родился первым и должен был по тогдашнему закону получить наследство и благословение отца. Но Ревекка научила Иакова, как выманить у отца благословение и отнять право первородства. Иаков переоделся, как Исав, угостил отца вкусной едой, и подслеповатый старик благословил его, не заподозрив обмана. Исав выбыл из прародителей еврейского народа, и его место занял Иаков. С богом у этого сына были сложные отношения: он видел вещие сны, слышал голоса и даже боролся с ангелом на лестнице, ведущей в небо. После борьбы с ангелом Иаков переменил имя на Израиль, то есть Богоборец. Он имел двух жен, приходившихся друг другу сестрами - Лию и Рахиль. Детей у него было двенадцать человек, от них произошли двенадцать колен Израилевых. Детей Иакова-Израиля иногда относят, иногда не относят к патриархам. Из них наиболее известен Иосиф, которого братья продали в рабство в Египет. За необычную мягкость, искренность и умение прощать его нередко называют прототипом Иисуса Христа.

Рассказы о патриархах - это настоящие живописные полотна из жизни древнего народа. Они рисуют картины быта, приводят давно забытые обычаи и законы, называют некогда значимые исторические события. Отношение к этим историям менялось в соответствии с широтой научного кругозора: в века господства церковной мысли они воспринимались как непреложные истины, затем - как сказки, в которых нет ни слова правды, и в конце концов в них стали видеть то, чем они и являются - изложение истории человечества в форме мифов. Исторические фигуры за библейскими сказаниями, конечно, не стоят. Но они прочно вплетены в историческую канву, нужно только ее разглядеть. Эти рассказы показывают, как за относительно короткое время изменялись стереотипы поведения целого народа.

Первоначально потомки Фарры ведут и ощущают себя как истые кочевники: Авраам скитается по обширной территории и не видит необходимости где-то осесть. Зато он отмечает крупными камнями священные территории, разрабатывает колодцы, возводит жертвенники. Именно таким образом обращались с землей древние кочевники. Его сын Исаак уже ведет полуоседлый образ жизни, занимаясь как скотоводством, так и обработкой земли. Дети Исаака выбирают кто кочевую жизнь, кто земледельческий быт. Их потомки уже отлично ощущают себя в городах.

2. Математика в легендах

Но каждого, кто читал библейские тексты, буквально сражают некоторые их особенности совершенно сказочного свойства. Фарра, например, умирает в возрасте двухсот пяти лет, Аврааму и Сарре в год рождения их первенца Исаака исполняется соответственно 100 и 90 лет, умирает Сарра в 127 лет, а Авраам - в 175 лет, Исаак женится в 40 лет, а дети у него рождаются еще спустя 20 лет, умирает он в 180 лет. Поссорившиеся братья Исав и Иаков встречаются снова, когда им обоим уже по 120 лет. Иаков, он же Израиль, умирает в 147 лет, а его сын Иосиф - в 110 лет.

Верующие, для которых библейские тексты непреложны, искренне считают, что все так и было: и ребенок у Сарры родился в девяностолетием возрасте, и свекор у нее прожил 205 лет.

Некоторые даже объясняют эти несуразности по-детски наивно: в древности люди жили долго. Хотя наука говорит обратное: в энеолите (эпоха перехода от каменного к бронзовому веку), к которому относятся рассказы о патриархах, люди доживали едва ли до пятидесяти лет, и это была уже глубокая старость.

Так что в семьдесят лет жена Авраама никак не могла иметь гладкую кожу и румяные щечки, ни один царь или полководец не соблазнился бы ее прелестями, и уж точно не нашлось бы желающих платить за пользование этой красотой хитрому Аврааму! Что-то не так? Явно не так? В чем подвох?

3. Лингвистика и география

На самом деле, если не рассматривать Авраама, Сарру, Фарру, Исаака, Иакова, Исава и прочих действующих лиц Библии как конкретных живых людей, никакого обмана нет. Все эти легендарные личности на самом деле собирательные образы. Личностного в них ровно столько же, сколько в платоновской идее. Однако исследователи библейских текстов заметили нечто необычное: личные имена смысла не имеют, если только не рассматривать эти имена как наименования племен. Вот тогда-то все становится на свои места. Почти все имена получают вполне понятный смысл и наполняются историческим содержанием: Авраам становится племенем Авам-рам, Иаков - племенем Иакоб-эль, Израиль - племенем Изр-эль, имена патриархов Нахор, Фарра, Серух и Фалек неожиданно оказываются реально существовавшими древними городами Нахур, Фаррахи, Сарухи и Фалеки.

В подтверждение этой догадки во время раскопок древнего царства Мари были найдены клинописные таблички с названиями некогда кочевавших в этой местности племен. "Нахор", "Харран", "Абрам", "Иакуб-эль", "Бениамин" - так назывались племена, которые считали себя принадлежавшими народу хабири. Не правда ли, удивительно? И если речь в Библии касается не людей, а племен, то 127, 175, 205 лет - вполне нормальный исторический срок для их существования и распада или перехода в новое качество. А народ хабири в другой транскрипции записывается как иврим. Именно так называли себя древние евреи.

Комментарии (0)

Пока пусто