Публикации

Волшебный самописец

Волшебный самописец

"Дедушка" современного карандаша, как полагают историки, появился в XIV веке на юге Европы, богатого залежами черного сланца, из пластов которого вырубали стержни, имеющие в сечении квадрат.

Первый в Европе карандаш делали из черного сланца. Чтобы не пачкать руки, нужно было обернуть грифель тканью. Кстати, с большой степенью вероятности можно сказать, что название этой канцелярской принадлежности произошло от турецкого слова "караташ" (черный сланец).

1. Случайное озарение

И только спустя два столетия наметился определенный прогресс. Тогда в британском графстве Камберленд после бури, вырвавшей с корнями деревья, в ямах местные жители случайно наткнулись на залежи какого-то странного пластичного вещества, имеющего черный цвет.

Сначала его приняли за уголь, но он не горел. Потом решили, что это свинец, однако попытки отлить из него пули успехом не увенчались. И первооткрыватели так и не смогли найти ему достойное применение, разве что метить скот. Впрочем, кто-то из местных жителей вскоре сообразил, что если затвердевшую массу поместить между четырьмя дощечками, скрепленными полосками ткани, то этим приспособлением с грехом пополам можно писать.

Очень скоро об этой экзотике прознали по другую сторону Ла-Манша. Тогда столяр Каспер Фабер из баварского Нюрнберга и основал известную и поныне карандашную фирму "Фабер". Правда, к тому времени королевским указом не только добыча графита, но и его экспорт были ограничены, но изготовители нашли выход - в графитную пыль стали добавлять серу на клеевой основе. Фабер же и придумал для него деревянную "рубашку" в виде цилиндра. А спустя полвека его сын Лотар не только придал оболочке шестигранную форму, но и установил определенную длину изделия - 17,5 сантиметра, так сказать, "гостировав" карандаш на будущее. И хотя качество изделия оставляло желать лучшего, тем не менее, год 1693 можно считать днем рождения карандаша. Правда, здесь не обошлось без жульничества. Предприимчивые изготовители сначала загоняли в половину деревянной оболочки суррогат, а остальную пустоту заполняли чистым графитом.

2. Прогресс на месте не стоит

Как это нередко бывает, вводимые ограничения становятся катализатором научно-технического прогресса. Так и случилось, когда в Великобритании был введен строгий запрет на экспорт графита, поскольку он стал стратегическим материалом - вещество добавляли при отливке ядер. Но, несмотря на перспективу оказаться на эшафоте, контрабандисты все же тайком доставляли партии на континент. Вот только по цене карандаш того времени мог быть приравнен к сегодняшней ручке с золотым пером.

В 1779 году шведский ученый Карл Вильгельм Шееле доказал, что вещество является углеродным материалом, и дал ему официальное название "графит" (от греческого слова "пишу"). Спустя год гениальное решение нашел австрийский мастер Йозеф Хардмут. Он смешал пыль графита с белой глиной и водой, а потом обжег эту смесь в печи. Более того, он установил, что если смешивать компоненты в разных пропорциях, то конечный материал получается разной твердости. А его внук Фридрих в 1889 году стал производить стержни с 17 видами твердости. Но сегодня в мире используется классификация и маркировка прочности грифелей трех видов - Т (твердый), М (мягкий), ТМ (твердомягкий). В 1790 году Хардмут открыл свою фирму, которая и по сей день известна под названием "Кох-и-нур". Видимо, веривший в успех своего предприятия, хозяин дал ему название в честь найденного крупного алмаза, нареченного "Гора света".

Понятно, что технологию производства австрийцы держали в тайне. Но их соседи не оставляли надежду найти решение технической проблемы своими силами. И вот за исследования взялся французский ученый Никола Жак Конте. Выходец из бедной семьи, талантливый художник, рисовавший портреты знати, он был еще и неплохим изобретателем, создавшим станок для чеканки монет и способ отбеливания хлопка. Тогда уже был известен "французский карандаш", или "соус", основным компонентом которого была смесь сажи и глины, но востребован он был только художниками. И вот, взявшись за исследования, Конте в 1794 году получил такой же результат, как и его австрийский коллега. Так что ученого тоже в полной мере можно считать автором изобретения.

В 1869 году американский изобретатель Алонсо Таунсенд Кросс обратил внимание, что при заточке карандаша две трети составляющего его материала идет в мусорную корзину. Вот тогда-то он приступил к разработке механического карандаша. Металлический цилиндр, в который загружается грифель, по мере стирания кнопкой в торце с помощью пружины выталкивается из полости наружу и удерживается "лапками" -цангами. Сегодня цанговые карандаши в основном производятся в пластмассовом корпусе. Однако даже с его изобретением собрат в "деревянной рубашке" остается востребованным. Например, знаменитые писатели Эрнест Хемингуэй и Джон Стейнбек творили только ими.

Комментарии (0)

Пока пусто