Публикации

Железные воины Ашшура

Железные воины Ашшура

Начиная со II тысячелетия до н.э. территория Древнего Междуречья напоминала кипящий котел. Почти каждое столетие возникали и погибали новые государства и народы - митанни, аккады, шумеры, арамеи. Как правило, это были воинственные, энергичные и довольно жестокие образования. Но государство, возникшее в середине XX века до н.э. на территории маленького городка Ашшур, превзошло всех в своем желании быть главными и единственными. Это были ассирийцы - именно они образовали первую мировую империю, простирающуюся от берегов реки Тигр до Средиземного моря.

Но поначалу древняя Ассирия ничуть не напоминала ту феноменальную державу, цари которой, завоевав очередной город, заставляли летописцев высекать на клинописных табличках три любимых слова: "Покорил, убил, сжег". Они были так жестоки, что одного из них историки впоследствии называли "ассирийским Гитлером".

Хотя это, конечно же, обыкновенное преувеличение - у древних владык в отличие от "кровавого ефрейтора" были причины вести себя так, а не иначе.

1. Жажда господства

Древняя Ассирия располагалась на территории нынешнего Ирака и поначалу вела исключительное мирное существование. Ашшур был городом торговцев и ремесленников, которым и в дурном сне не могло привидеться, что спустя несколько веков их потомки вдруг двинутся в военный поход, который продлится около 700 лет. Ассирийцы обрабатывали землю, молились своим богам, молодежь, достигнув нужного возраста, собирала пожитки и отправлялась служить родине - тихому, мирному островку посреди бушующего раздора Древнего мира.

Армия Ашшура была малочисленной и слабой, в городе-государстве даже не было своего царя - власть принадлежала совету старейшин и жрецам. Они мечтали о мирной жизни, но в XVIII веке до нашей эры Ашшур подчинили себе соседние государства - Вавилония и Мари. Чуть позже этих завоевателей вышибло царство Митанни, а ашшурских купцов, которые разъезжали по всему Средиземноморью, потеснили хетты. Несколько веков государство Ашшур как таковое, не существовало - оно входило в состав других царств.

И тут мы вступаем в область большой исторической тайны - каким образом в течение трех-четырех веков этот малочисленный народ выковал победный дух, обрел мужество и силу для предстоящего грандиозного рывка, неясно до сих пор.

Как бы там ни было, но в 1350 году до н.э. ассирийцы сумели скинуть чужое господство. Руку помощи им протянул Египет - он ненавидел Вавилонию, и любое самостоятельное образование в этом регионе было для него настоящим подарком. Воспользовавшись слабостью Вавилона и Митанни, ассирийцы расправили плечи и начали поднимать истощенную многовековой оккупацией экономику.

Центральным узлом этого древнеассирийского "плана Маршалла" были не земледелие, не ремесленничество и даже не торговля - Ассирия решила взять под контроль переправы через Евфрат - единственный путь, ведущий к морю. В казне появились деньги, а заодно в государстве победили сторонники агрессивной политики - в Ашшуре вместо жрецов и старейшин появился царь.

Царь совершил несколько дальних походов, и постепенно ассирийская армия научилась воевать. Правда, жрецы и знать все еще хотели "рулить" и всячески ограничивали царей в их единоначалии. Но в 1100 году до н.э. этим подковерным интригам пришел конец - на Ашшур напали кочевники - арамеи, которые отобрали у них владения на Евфрате и оттеснили ассирийцев в предгорья.

И тут воинственному народу окончательно стало ясно, что у них есть только один союзник-армия!

Ассирийцы сумели извлечь урок из очередного поражения. Главным инструментом их политики стала война, верховным божеством - сила, основной идеологией - жестокость.

2. Поголовное уничтожение

Военным успехам нового государства поспособствовали кочевники арамеи, которые разгромили близлежащие царства. Так что когда ассирийцы спустя век вышли в свой первый завоевательный поход, у них не оказалось даже достойных противников.

Самым главным козырем новых завоевателей были быстрота и невиданная жестокость. Разгромив противника, они сгоняли людей с насиженных мест, стремясь оборвать прежние связи и сделать из завоеванного народа безропотного раба (талантливым учеником ассирийцев был товарищ Сталин - тот тоже любил перетасовывать народы: кого в Казахстан, кого в Биробиджан, а кого в "край вечного лета" - на Колыму).

Довольно быстро ассирийцы создали лучшую в мире армию. Совершая набеги на Анатолию, они выведали у тамошних ремесленников секрет железа. Вооружившись луками со стрелами, снабдили их железными наконечниками, копья - бронзовыми, выковали железные боевые топоры и кинжалы. Ассирийские воины имели что-то вроде бронежилетов - длинные войлочные панцири с нашитыми на них бронзовыми пластинами, шлемы с кольчужной подвеской и высокие прямоугольные щиты с навесами, предохраняющими от нападения сверху. На вооружении армии были двухколесные боевые колесницы, запряженные двумя- четырьмя лошадьми. К кузову прикреплялись колчан со стрелами, небольшой щит и короткое копье. Экипаж состоял из двух воинов - лучника и возницы, который имел копье и щит. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу.

Войско ассирийцев в бою. Сильной стороной армии были стрелки: лучники и пращники составляли больше половины всех солдат.
Войско ассирийцев в бою. Сильной стороной армии были стрелки: лучники и пращники составляли больше половины всех солдат.

На случай, если следовало построить дорогу или разгромить крепостную стену, воины носили с собой мотыгу на длинной деревянной рукоятке. Но это встречалось только на первых порах - ассирийцы первыми в мире стали создавать что-то вроде инженерных и даже понтонных отрядов: воины, вооруженные специальными инструментами, делали подкопы под осаждаемые крепостные стены и наводили переправы через реки.

Покоренные народы ненавидели ассирийцев. Ведь они убивали по малейшему поводу: за сопротивление и в сердцах брошенное слово, за отказ покинуть дом, за попытку спрятать имущество.

3. Нашествие мигрантов

В кратчайшие сроки Ассирия стала огромной империей. Она покорила Сирию и Вавилон, Иудею и Закавказье. Даже великий Египет одно время входил в состав Ассирийского царства. Царь Синахериб подписывался: "Я, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырех сторон света...".

Казалось бы, такой супе-державе стоять века и тысячелетия. Но угроза подкралась оттуда, откуда ее никто не ждал: империи требовались чиновники, управленцы и крестьяне. А их не было - политика государства была "заточена" под войну, а людей, которые будут сеять пшеницу, собирать налоги или делать посуду, не имелось.

Поэтому ассирийские цари решили заменить солдат своей армии на наемников. Ассирийцы радостно отправились по домам, сменив ремесло солдата на спокойную чиновничью службу или на сельский труд. Но на полях, где уже работали пригнанные отовсюду пленники, мигрантов было значительно больше, и постепенно бывшее коренное население смешалось с пришельцами, которым не было дела до национальной гордости ассирийцев. Армия наемников без конца требовала добычи, и цари, вместо того чтобы обустраивать державу, вынуждены были воевать.

Страна начала выдыхаться, восстание покоренных народов следовало одно за другим, цари не успевали тушить вспышки недовольства.

Так что когда в 614 году до н.э. на Ассирию, раздираемую внутренней смутой, напали мидяне в союзе с Вавилонией (она к тому времени уже освободилась от гнета Ассирии), сопротивление оказалось бесполезным - государство рассыпалось, а ассирийцы большей частью смешались с другими народами.

4. Под покровом Фомы

Существует интересная легенда о том, как ассирийцы приняли христианство. Царь города Урхе Одесса) Авгар в 31-32 г. н.э. написал письмо Иисусу. В нем правитель просил прийти проповедовать в город, а также вылечить его от проказы. Иисус ответил царю, что должен проповедовать среди евреев - народа Божьего, но пришлет в Урхе своего ученика. Слуги Авгара нарисовали изображение Иисуса. Взглянув на него, царь излечился. С этого времени, примерно с 32 года н.э., ассирийцы приняли христианство. Ассирийская церковь считает своим основателем святого Фому.

Комментарии (0)

Пока пусто