Публикации

Золотые подвески Тайрона

Золотые подвески Тайрона

В 20-х годах прошлого века американская археологическая экспедиция прибыла в колумбийскую провинцию, желая найти следы давно исчезнувшего народа, от которого не осталось даже имени.

Среди джунглей Колумбии сохранились остатки дворцов, храмов и широкие мостовые. Подобной архитектуры в доиспанской Америке еще не встречалось, хотя, невзирая на все мастерство строителей, самыми удивительными и неповторимыми оказались поделки из золота.

Оригинальная культура, получившая наименование "культура Тайрона", существовала на территории современного региона Сьерра-Невада-де-Санта-Марта в департаментах Колумбии в течение шестнадцати веков. Ее расцвет пришелся на XI в. н. э., окончательный упадок - в XVI веке.

Литые подвески 10-15 см высотой до сих пор поражают своим изяществом и сложностью. Для их изготовления существовал особый способ. Вокруг глиняной заготовки лепили изображение из воска, его обмазывали глиной, оставляя сверху и снизу по отверстию. Через нижнее отверстие вытапливали воск, а через верхнее в получившуюся полость заливали расплавленное золото. Когда металл остывал, его очищали от глины и производили шлифовку изделия.

Подобные подвески тайронов называются "касики". Они отличаются от ювелирных изделий других доколумбовых культур подробностью деталей.

Золотая подвеска изображает кого-то из знати или вождя. Он разодет в украшенную золотыми завитками одежду. На уровне головы с двух сторон вождя охраняют маски животных - судя по агрессивности, это крокодилы с раскрытыми пастями. Для тайронов, живших на берегах рек, крокодилы были священными животными. И вождь, носящий на голове их маски, заявлял о себе как о властителе, близком к божеству. Его поза, особенно руки, прижатые к бедрам, демонстрирует агрессивное состояние, желание распоряжаться и повелевать. По мнению исследователей, тайроны в период когда была изготовлена подвеска, вели частые войны, так что свирепое выражение лица вождя и воинственность его позы "адресованы" врагам. Можно только удивляться тому, как древние ювелиры, не имеющие под рукой ничего, кроме примитивных инструментов, сумели передать в золоте всю гамму человеческих эмоций - воинственность, угрозу, готовность к решительному отпору.

Сегодня они находятся в самых известных сокровищницах мира - Лувре и Метрополитен-музее.

Комментарии (0)

Пока пусто