Публикации

Звездные войны

Звездные войны

За последние годы в России идет серия неудачных космических запусков, начиная от ракетоносителей "Протон-М" и "Союз-У" и кончая баллистическими "Ярс" и "Булава". Это заставляет, в первую очередь, вспомнить вездесущую российскую коррупцию. Хотя, как считают специалисты, точно такими же причинами можно объяснить и крупнейшие аварии недавнего прошлого - например, взрыв 28 января 1986 американского космического корабля "Челленджер", в результате которого погиб экипаж в количестве семи астронавтов.

Официальной причиной взрыва "Челленджера" признали техническую неполадку, приведшую к разгерметизации топливных баков и последующему взрыву.

Но за тысячами страниц подробного технического отчета осталось немало загадок.

Так что же на самом деле случилось с таким надежным на первый взгляд космическим кораблем?

1. Космическая коррупция

Одной из причин трагедии "Челленджера" была коррупция. Правда, коррупция по-американски выглядела немного по-другому.

К катастрофе привела непрочность межсекционных уплотнителей, изготовленных фирмой "Мортон Тиокол". Удивительное дело - руководители НАСА об этом знали, но предпочли не заметить. И даже после того, как к ним обратились инженеры "Мортон Тиокола" Макдональд и Бойсджоли, которые открытым текстом заявили, что катастрофа неизбежна, руководители запуска отмахнулись от них, как от назойливых мух.

Второй причиной была плохая работа управляющего центра, отвечающего за работу двигателей. И что же? А ничего - реакции не последовало. Конечно, это можно назвать халатностью или безответственностью, а можно и своеобразной' формой коррупции, когда рука руку моет, а каждое техническое звено тщательно маскирует катастрофические ошибки друг друга. Причина такого поведения очевидна, ведь на кону стоят гигантские деньги - например, стоимость одних только двигателей "Челленджера" составляла один миллиард долларов. И малейшая неполадка стоила компании-производителю и чиновникам из НАСА, принявшим некачественный "товар", очень дорого. Поэтому фирмы, задействованные в таком большом многозатратном бизнесе, связаны тысячью невидимых, в том числе и коррупционных, нитей с правительственными и государственными чиновниками.

2. Рука Москвы?

Разумеется, можно предположить, что причиной этого взрыва могла стать вездесущая рука КГБ. Конечно, списать эту версию в утиль очень хочется, но, положа руку на сердце, не получается. Как полагают некоторые специалисты, у челноков была секретная задача - их предполагали использовать для похищения с орбиты Земли советских спутников, а также долговременных обитаемых станций (ОПС).

Поэтому планировалось даже вооружить советские ОПС автоматической пушкой, а впоследствии - двумя ракетами класса "космос-космос". Так что интерес советских спецслужб вполне объясним. Да, и не следует забывать, что катастрофа "Челленджера" произошла 28 января 1986 года, а спустя три месяца, 26 апреля 1986 года, на Чернобыльской АЭС случилась куда более масштабная авария. Не было ли это обменом "любезностями" американской и советской спецслужб?

И все же, невзирая на всю трагичность случившегося, авария "Челленджера" (убытки составили восемь миллиардов долларов, из которых около трех миллиардов приходились на стоимость "Челленджера") послужила сближению двух сверхдержав - СССР и США. Ведь в процессе изучения причин трагедии политические лидеры общались довольно плотно и имели возможность понять все преимущества пусть даже "худого мира", чем "хорошей войны". Да и перестройка, которая в те годы полным ходом шла в СССР, требовала новых подходов и решений.

Но внятных объяснений по поводу случившегося представлено так и не было, все работы в этом направлении были тут же засекречены - в США даже запрещали об этом говорить. Да и со следами аварии тоже не все ладно - невзирая на беспрецедентный масштаб поисков, "виновницу" аварии так и не нашли! В НАСА признали, что оба ускорителя были намеренно уничтожены через 20 секунд после взрыва бака. Можно не сомневаться - тайну этого взрыва спрятали в надежном месте.

3. Космическая голгофа

Американские шаттлы совершили 135 космических полетов, из них "Дискавери" - 39, "Атлантис" - 33, "Колумбия" - 28, "Индевор" - 25, "Челленджер" - 10. Каждый из челноков был рассчитан на 50 полетов, но никто не смог их сделать.

Два из пяти шаттлов ("Колумбия" и "Челленджер") погибли вместе с экипажами. Значит, один из приблизительно 65 запусков шаттлов заканчивался катастрофой. Выходит, потери среди шаттлов были такие же, как у американской авиации в разгар воздушных боев с японскими асами.

Комментарии (0)

Пока пусто